Ветер фьордов в Коломне

В Концертном зале Мариинского театра завершился последний концерт абонементного цикла A cappella, в котором героем выступил норвежский хор Schola Cantorum под управлением Тоне Бьянка Спарре Даль.

Ветер фьордов в Коломне | ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра.

ФОТО Валентина БАРАНОВСКОГО. Предоставлено пресс-службой Мариинского театра.

В шести концертах этого хорового абонемента приняли участие коллективы из России, Эстонии, Финляндии и Норвегии, представив искусство хорового пения от ренессансных мотетов Таллиса, духовных концертов Бортнянского до сочинений Арво Пярта и самых последних опусов скандинавских композиторов. Публика, исправно заполнявшая Концертный зал, показала свой повышенный интерес к этому жанру. Программы вдохновляли разнообразием репертуара и исполнительских стилей, убедив, скажем, на примерах пермского хора «Млада», камерного хора Festino или вокального ансамбля Intrada, что и в России могут петь прозрачно и легко, демонстрируя способность к стремительному освоению европейского опыта.

Так получилось, что драматургия выступлений шла по нарастающей, и концерт норвежского хора стал абсолютной кульминацией. Впервые Schola Cantorum, основанный в 1964 году на базе музыкального факультета Университета Осло, приезжал в Петербург с концертом восемь лет назад в Малый зал Филармонии. Самобытный коллектив с яркой и сильной индивидуальностью за эти годы продолжил свой творческий рост. Концерт из двух отделений пролетел в одно мгновение. Норвежцев из Осло здесь слушали, затаив дыхание. За невероятно музыкальное, эмоциональное и технически качественное исполнение награждали аплодисментами, температура которых повышалась с каждым последующим номером.

Оба отделения – академичное первое и более свободное, выдержанное в фольклорном духе, второе – были посвящены музыке любимой Норвегии. В 2013 году диск хора Hymn to the Virgin с сочинениями композиторов их страны был номинирован на премию «Грэмми». И много лет назад, и сегодня норвежские композиторы выигрывали оттого, что не чурались простоты и прямоты, не бегали в поисках искусственной усложненности и неправильности, а учились у форм самой природы. И природа щедро награждала их немного наивными, но очень чистыми, энергетически насыщенными, естественными созвучиями и напевами, в которых соединялись древность и современность. За бесхитростными названиями – «Когда закрываю глаза, я думаю о мире» Карин Ренквист или «Позволь ему поцеловать меня» Свена-Давида Сандстрёма скрывалась музыка, способная без перевода на другой язык открывать души, давая им возможность говорить друг с другом. При всем богатстве переменчивых настроений музыка источала состояние покоя и бесконечной красоты.

Дирижер Тоне Бьянка Спарре Даль (возглавившая ансамбль в 2002 году) вела хор за собой властным, несколько мужским, но удобным, естественным жестом, демонстрируя великолепную мануальную технику. Голоса сливались в идеальном инструментальном балансе, поражая ровностью, сочностью и спаянностью каждой группы. Дыхание изумляло органичностью и свободой. Во втором отделении участники Schola Cantorum вышли в национальных костюмах – каждый в своем, явив еще и пир для глаз многокрасочными орнаментами. Они вышли в зал, затянув уютный и неторопливый свадебный марш Хеннинга Соммерро. Украшением концерта оказались выходы стройного молодого скрипача Бьорна Коре Одде, игравшего как на традиционной, так и на знаменитой хардангерской скрипке, дразнящей слух своими многострунными переливами.

Внешне непритязательную песню «Церковь в Несланде» в аранжировке норвежского классика ХХ века Кнута Нюстедта запевала девушка в народной манере, которую подхватывал хор, то и дело напоминая о фирменных григовских мотивах, произросших из народных наигрышей. Незабываемый звук хора – ясный, наполненный, плотный и полетный – вновь убедил в существовании такого явления, как экологическая чистота исполнения. С ней не раз приходилось сталкиваться, слушая именно норвежских музыкантов – как пианистов, так и скрипачей, и трубачей, впитавших воздух фьордов.

В скрипичном зачине финального номера – Snilla Patea Бьорна Коре Одде – неожиданно послышались мотивы финала песенной темы Патетической сонаты Бетховена. И это стало еще одним свидетельством универсальных ценностей вне национальных рамок, ради чего и стоило снова приехать в Петербург этому славному норвежскому ансамблю.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (5704) от 19.05.2016.


Комментарии