«Весть» встретили с восхищением. В Русском музее закрылась уникальная выставка
Выставка «Весть» посвящена тому, как тема получения и передачи информации отразилась в отечественном искусстве XIV – XXI веков. Толстая книга отзывов убедительно доказывает: музей выигрывает борьбу за молодого зрителя, кардинально меняя ситуацию, когда его основной аудиторией была 45+.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Накануне завершилась и образовательная лекционная программа, которая была подготовлена научными сотрудниками Русского музея, кураторами выставки, авторами статей и пояснительных текстов для капитального каталога. На лекциях речь шла не только о том, что зрители могли увидеть на выставке. Они ознакомились с широким контекстом, в котором работали художники, существовали их произведения.
Лекция Ирины Карасик была посвящена образу газеты в русском изобразительном искусстве ХХ века. Она выделила три основных направления изображения печатного слова. Первое — портреты людей, в который газета является важной «говорящей» деталью. Например, это представленные на выставке картина Ореста Кипренского «Читатели газет в Неаполе», где изображен кружок русских художников, а также портрет писателя Льва Никулина кисти известного ленинградского художника Натана Альтмана и картина Гелия Коржева «Газетчик». Другое направление, популярное в 1920‑е годы, когда изображения газетных полос использовались напрямую. Таковы агитационные плакаты Дмитрия Буланова «Подписывайтесь по почте на 1930 год» и «Бюро рекламы принимает объявления во все газеты Ленинграда, Москвы и провинции». В 1921 году «Окно РОСТА» № 179 называлось «Трудно теперь достать газету…» и было посвящено борьбе с неграмотностью с помощью периодической печати. Автором стихотворения и рисунков к нему был Владимир Маяковский.
Третьим направлением было использование газетных вырезок в творчестве кубистов и русских авангардистов. Из этого ряда самое известное произведение — картина Казимира Малевича «Композиция с Джокондой (Частичное затмение)», созданная в 1914 году. В 1980‑е годы газетные полосы как «холсты» для своих произведений использовали художники-концептуалисты Дмитрий Александрович Пригов, Юрий Аввакумов и другие. По мнению Карасик, даже сейчас, когда многие газеты перешли на электронный формат, образ бумажной газеты будоражит художников. Объект Аллы Урбан «Мельница времени», в которой использованы бумажные газеты, создан в 2013 году.
Среди слушателей лекции были участники практического семинара «Выставочный проект: от концепции до экспозиционного решения», который был организован Русским музеем и Ассоциацией художественных музеев России, по материалам выставки «Весть». Сотрудники музеев от Череповца до Владивостока узнали из первых уст, как готовился этот большой и сложный проект.
После лекции для них была проведена подробная экскурсия по выставке. Они увидели номер «Санкт-Петербургских ведомостей» от 29 сентября 1722 года, где сообщается, что Петр I «со всем флотом прибыл морем до Аграханского залива». Рядом находилась картина Алексея Венецианова «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Она успела побывать на двух выставках. Сначала — «Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII — начала XX веков», а затем — «Весть».
Что касается книги отзывов, то приведу несколько цитат. «Великолепная выставка! Современно, информативно, заставляет задуматься». «Просто бомба. Одна из лучших выставок, что я видел в нашем городе!». «Устроители молодцы. Столько смыслов, ассоциаций и красоты». «Тема актуальная и современная. Музейным сотрудникам — БРАВО!». «Проделана просто невероятная, фантастическая и абсолютно нужная работа. Спасибо за ясно донесенную идею до зрителя». «Такое разнообразие искусства разных времен». «Есть чему удивиться, о чем поразмыслить, о чем узнать». «Замечательно, что есть место, где можно посмотреть взаимно обогащающие работы классиков и современных художников». «Спасибо за красоту идеи и воплощения». «Проникновенная, гениальная, потрясающая выставка! Передающая саму суть мироздания…». «Великолепно! Умно! Русский — ты лучший».
Читайте также:
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (7793) от 18.11.2024 под заголовком ««Весть» встретили с восхищением».
Комментарии