Весна их выслала вперед

На разных площадках – от Школы искусств на Бухарестской до Академической капеллы – проходили конкурсные прослушивания в разных возрастных группах. «Гран-при» был присужден хору студентов Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А Римского-Корсакова.

Весна их выслала вперед | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Победа была очевидна уже во время четвертьфинала. Конечно, можно рассуждать о том, что нельзя ставить вровень с воспитанниками лучшего в стране музыкального вуза хоры из регионов и так далее. Но все как в спорте – победили сильнейшие.

Судить хористов наряду с педагогами петербургской Консерватории приехали: профессор хорового дирижирования Литовской академии музыки и театра композитор Витаутас Мишкинис, профессор Музыкальной академии Латвии председатель правления Латвийских хоровых дирижеров Романс Ванагс, известный дирижер художественный руководитель нескольких хоровых фестивалей в Италии Андреа Анджелини, преподаватель хорового дирижирования и григорианского распева в Высшей школе исполнительского мастерства в Братиславе Милан Колена. Жюри во главе с председателем – доцентом кафедры академического хора Консерватории и Университета культуры Сергеем Екимовым работало в режиме нон-стоп. Каждый день в социальных сетях выкладывали списки полуфиналистов в разных возрастных группах.

Охватить взором весь масштаб хорового соревнования можно было во время торжественного открытия, которое состоялось в кафедральном соборе Петра и Павла. В тот вечер там собрались все участники – более полутора тысяч юных хористов, педагоги и концертмейстеры, а также родители местных ребят с фотоаппаратами и просто заинтересованные зрители.

Как на спортивном чемпионате, у каждой команды была нарядная форма, у некоторых с эмблемой на груди. Все перемещались организованно: впереди ребята повыше и постарше, позади – помладше и пониже; прежде чем подняться на сцену, им предстояло выстроиться по росту, спускаться строго друг за другом. Хор – это дисциплина, свобода творчества здесь не приоритет. Поэтому не шуметь, не шалить, слушать руководителя, уважать коллег...

Но в день открытия все суетились и нервничали, особенно приехавшие издалека. Все для них было в новинку – и парадная обстановка церковного зала, и красивейший город, который они увидели в первый раз, и волнение перед показательным выступлением, да еще эти телекамеры. Воронежский мальчишка удивился: «Неужели по телику покажут?».

Выбрать из почти тридцати хоров лучшие очень трудно, но жюри хотя бы оценивало по разным возрастным группам. А вот зрители первого гала-концерта слушали всех и, верно, изумлялись. Чего только ни было спето: от Генри Перселла до Давида Тухманова. А как поют народные песни маленькие москвички из коллектива «Аврора»!.. Откуда им, «столичным штучкам», знать, как передать интонацию народного напева?.. Но чувствуют, как надо, впитали в себя это знание, как писал Лев Толстой, «из того русского воздуха, которым она дышала...».

Камерный хор «Глория» из Екатеринбурга, пожалуй, выбрал самую актуальную на данный момент песню «Весенние воды» Сергея Рахманинова на стихи Тютчева. Убедительно звучало: «...Мы молодой весны гонцы/ она нас выслала вперед!». К русской поэзии обратились и ребята из петербургского хора «Невская акварель». Они исполнили песню Цезаря Кюи на стихотворение А. С. Пушкина «Туча».

Настроение подняли ижевские мальчишки из хора «Виват». Джазовый стандарт Ирвинга Берлина Puttin,on the Ritz была спета с истинно хулиганским задором. Но это был не самый зажигательный номер гала-концерта. Парней из Ижевска оставили позади ребята из детского хора «Новые имена» Оренбургской областной филармонии, которые своей энергией сразили наповал. Песню оренбургских казаков «Седой Урал» я теперь точно узнаю из тысячи.

Зрители тихонько подпевали детскому хору «Аллегри» из Новоуральска, проникновенно поющему «Беловежскую пущу».

Приветом Антону Рубинштейну прозвучала «На пароходе» Давида Тухманова (на мелодию Рубинштейна) в исполнении волгоградского хора «Виктория». Свое выступление они завершили дружным «Рубинштейн! Рубинштейн! Рубинштейн! Уууу!!». Руководитель хора Виктория Варламова призналась, что ей нравится привносить в хоровое пение элемент джаза.

Председатель жюри Сергей Екимов сказал: «Все члены жюри, приехавшие к нам из разных стран, сошлись во мнении, что уровень этого года на порядок выше предыдущего. Мне особенно приятно, что многие участники исполняли сочинения петербургских композиторов».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 032 (5405) от 25.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?