Весенний маршрут

В выставочном центре Союза художников Петербурга на Большой Морской, 38, проходит выставка «Весна-2015». Она стала продолжением поисков оптимальной формы традиционных весенних и осенних показов.

Весенний маршрут |

Несколько лет назад для Союза стало очевидно, что трудно показывать одновременно творчество всех цехов – живописцев, скульпторов, графиков, прикладников и т. д. Был предложен компромисс: общая выставка организуется только осенью четного года. Другие сезоны делят между собой живописцы; скульпторы, графики и фотохудожники; мастера прикладных искусств.

Именно последним досталась «Весна-2015», к ним добавились иконописцы. В итоге 600 авторов представили примерно тысячу работ. Выставка получилась очень пестрой.

Не станем оценивать традиционные иконы, а также мозаики и интерьеры, созданные по частным заказам и представленные в виде фотодокументов. Снимки выполнены на приличном техническом уровне, но далеки от художественной фотографии.

Странное впечатление производит зал станковых работ монументалистов, это этюды для «внутреннего употребления». И уж совсем не обязательно было показывать там «вольные копии» с Леонардо и голландских натюрмортов.

Самым интересным разделом оказались разнообразные произведения прикладников. «Город» М. Закранжевской – это коллаж из разноцветной литой бумаги. Сконструированные на одной плоскости мосты, реки, набережные стали метафорой Петербурга как умышленного города, построенного на зыбких болотах.

Тему продолжает В. Швецов в композиции «Закат в «спальном» районе». Найден точный образ перенаселенного «спальника».

Трогательный гобелен Е. Мачневой «Маршрут» посвящен трамваю # 36 и показывает места, где проложен самый длинный, от Покровки до Стрельны, маршрут некогда самого трамвайного города в мире. Необычный абстрактный гобелен

А. Кудряшова «Нью-Йорк с высоты птичьего полета» точно передает впечатление от города высоток, уходящих в небо.

О. Ардовская и Т. Шубина в едином стиле создали из бытового металлолома, соответственно, «Носорога» и «Барана». Мощные звери из фрагментированных отходов – напоминание о хрупкости живой природы.

Три миниатюрные скульптуры представил известный монументалист Виктор Сиваков – «Памятник фотографу», «Друзья (человек и собака)», «Водолей (памятник знаку зодиака)». Мы спросили у автора, почему он выставил именно эти произведения. Ответ был такой: это не реализованные по разным причинам декоративные скульптуры для петербургских улиц. Автору хотелось, чтобы их увидели зрители хорошо посещаемой выставки.

Кроме Сивакова на «Весне-2015» представлен только один нереализованный проект – фонтан А. Недоступа «Заветная лира» для привокзальной площади в Царском Селе.

Почему бы на весенних и осенних выставках художникам-монументалистам не показывать неосуществленные проекты шире и разнообразнее? Например, эскизы для конкурсов, которые если и выставлялись для публики, то на несколько дней и без широкого оповещения. Еще интереснее увидеть совсем новые проекты для городских пространств, эскизы, замыслы, пусть самые утопические.

Такие показы наверняка еще больше увеличат аудиторию выставок, создадут повод для диалога художников со зрителем, обсуждений и дискуссий на интересующие многих петербуржцев темы дизайна городской среды, художественного оформления улиц и скверов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5421) от 20.03.2015.


Комментарии