Весь город – театр
С 21 августа по 6 сентября в Петербурге пройдет первый в истории города фестиваль спектаклей в нетеатральных пространствах «Точка доступа».

ФОТО Elnur/shutterstock.com
Сам Петербург станет декорацией – причем не парадная его часть, а нынешние городские окраины, районы, не обремененные бурной театральной жизнью. Команда «Точки доступа» надеется, что фестиваль поможет преодолеть культурный барьер между центром мегаполиса и его «спальными» районами, активизировать театральную жизнь вдали от Невского проспекта. Фестиваль «Точка доступа: театр в городе» проводится центром «Открытая сцена», занимающимся, в частности, развитием и поддержкой экспериментальных проектов.
Театр в нетеатральных пространствах – довольно популярное направление мирового искусства. Его возникновение связывают с деятельностью в 1960-е годы выдающегося американского режиссера и искусствоведа Ричарда Шехнера, хотя, как утверждают организаторы фестиваля, подобные идеи витали в воздухе еще с конца XIX столетия. Театр Константина Треплева в «Чайке» А. П. Чехова с занавесом, открывающим вид на «колдовское озеро», – типичный театр в нетеатральном пространстве, так называемый «сайт-специфический театр». Эта разновидность зрелища предполагает не просто выход из театра на улицу или в другое помещение, но и попытку по-новому раскрыть пространство, увидеть за обыденным, рутинным пейзажем или интерьером потайную, фантастическую реальность. В «Точке доступа» зритель сможет получить новую, яркую, неожиданную информацию и впечатления.
Сайт-специфический театр подразделяется на два типа – первый предполагает создание импровизированного зрительного зала с фиксированными зрительскими местами, а второй, променад, дает зрителям возможность самим путешествовать по игровому пространству подобно экскурсантам.
На фестивале «Точка доступа: театр в городе» вниманию зрителей будет предложено три премьеры. К променад-театру относятся два новых спектакля: в «Кентерберийских рассказах» Александра Артемова и Дмитрия Юшкова придуманные под влиянием Джеффри Чосера герои вместе со зрителями окажутся в магазине «Максидом» на улице Тельмана. «В сторону белого «КамАЗа» Всеволода Лисовского, Веры Поповой, Александры Ловянниковой и Алексея Лобанова захватит уличное пространство в районе метро «Удельная». Если в первом спектакле путешествием зрителя будет управлять актер, то во втором степень свободы зрителя будет большей: он станет кем-то вроде следопыта, которому будет предложено предпринять собственное расследование. Обе постановки тесно связаны с территориальным контекстом, они активно вовлекают антураж и ассортимент гипермаркета, легенды и анекдоты городской окраины в развитие собственной драматургии.
Еще два спектакля фестиваля – так называемые спектакли «сайт-бэйзд». Они были созданы в традиционных театральных пространствах, но фестиваль переносит их в необычные места и среды. Спектакль Андрея Гогуна «Потеря равновесия» будет сыгран на режимном объекте – заводе слоистых пластиков: зритель окажется в атмосфере военной дисциплины и регламентации и сможет на себя примерить тяготы главного героя спектакля – офицера-подводника. Спектакль Павла Михайлова «Бродский. Ретвит», созданный на основе поэзии Иосифа Бродского, чей юбилей отмечается в 2015 году, органично приживется среди книг в пространстве библиотеки Кировского района.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (5522) от 14.08.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии