Весь Алексеев впервые

Все 60 книг, которые проиллюстрировал Александр Алексеев (1901 - 1982) - график и мультипликатор, изобретатель «игольчатого» экрана, - представлены на выставке из собрания петербургского коллекционера Марка Башмакова. Она открылась в Главном штабе, это первый показ книжной графики художника в Эрмитаже.

Весь Алексеев впервые | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Алексеев родился в Казани, во время Гражданской войны перебрался в Париж, где остался навсегда. Какое-то время учился у Сергея Судейкина. Если не считать уроков рисования в петербургском Кадетском корпусе, это стало его единственным художественным образованием.

Позже художник вспоминал, что после нескольких лет работы декоратором в театре был оттуда изгнан, сильно бедствовал. По случаю напросился к издателю Жаку Шифрину и соврал, что умеет делать гравюры на дереве. Тот собирался выпускать гоголевские «Записки сумасшедшего» и дал Алексееву один месяц на создание пробных оттисков. Они были приняты, библиофильская книга тиражом 266 экземпляров с 21 гравюрой вышла в 1927 году. На одной из иллюстраций изображена собачка, сидящая за столом в позе чиновника и пишущая пером на длинном свитке.

«Современный иллюстратор должен идти окольным путем, неожиданным для читателя», — говорил Алексеев. После первого успеха последовали многочисленные заказы на «роскошные книги». Художник создает иллюстрации к 5 - 6 библиофильским книгам в год, почти всегда работая в строгой черно-белой гамме на стыке символизма, авангарда и сюрреализма.

После изобретения «игольчатого» экрана Александр Алексеев основное время уделяет анимации, но регулярно возвращается к мировой классике - Бодлер, Сервантес, Гофман. В 1950 году выходит «Слово о полку Игореве», где художник в своих цветных офортах переплетает скифские, славянские, западноевропейские мотивы.

Проект завершают две книги - «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, изданная в 1959 году, и «Записки из подполья. Игрок» Федора Достоевского, вышедшая в 1967-м. Для их иллюстрирования Алексеев использует технические приемы «игольчатого» экрана, соединяя две свои специальности.

Выставка работает на четвертом этаже Главного штаба в недавно открытом «Кабинете книги художника» по 18 декабря.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (5802) от 05.10.2016.


Комментарии