Весь Алексеев впервые
Все 60 книг, которые проиллюстрировал Александр Алексеев (1901 - 1982) - график и мультипликатор, изобретатель «игольчатого» экрана, - представлены на выставке из собрания петербургского коллекционера Марка Башмакова. Она открылась в Главном штабе, это первый показ книжной графики художника в Эрмитаже.

ФОТО АВТОРА
Алексеев родился в Казани, во время Гражданской войны перебрался в Париж, где остался навсегда. Какое-то время учился у Сергея Судейкина. Если не считать уроков рисования в петербургском Кадетском корпусе, это стало его единственным художественным образованием.
Позже художник вспоминал, что после нескольких лет работы декоратором в театре был оттуда изгнан, сильно бедствовал. По случаю напросился к издателю Жаку Шифрину и соврал, что умеет делать гравюры на дереве. Тот собирался выпускать гоголевские «Записки сумасшедшего» и дал Алексееву один месяц на создание пробных оттисков. Они были приняты, библиофильская книга тиражом 266 экземпляров с 21 гравюрой вышла в 1927 году. На одной из иллюстраций изображена собачка, сидящая за столом в позе чиновника и пишущая пером на длинном свитке.
«Современный иллюстратор должен идти окольным путем, неожиданным для читателя», — говорил Алексеев. После первого успеха последовали многочисленные заказы на «роскошные книги». Художник создает иллюстрации к 5 - 6 библиофильским книгам в год, почти всегда работая в строгой черно-белой гамме на стыке символизма, авангарда и сюрреализма.
После изобретения «игольчатого» экрана Александр Алексеев основное время уделяет анимации, но регулярно возвращается к мировой классике - Бодлер, Сервантес, Гофман. В 1950 году выходит «Слово о полку Игореве», где художник в своих цветных офортах переплетает скифские, славянские, западноевропейские мотивы.
Проект завершают две книги - «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, изданная в 1959 году, и «Записки из подполья. Игрок» Федора Достоевского, вышедшая в 1967-м. Для их иллюстрирования Алексеев использует технические приемы «игольчатого» экрана, соединяя две свои специальности.
Выставка работает на четвертом этаже Главного штаба в недавно открытом «Кабинете книги художника» по 18 декабря.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (5802) от 05.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии