Весь этот джаз. В Северной столице прошел Новогодний музыкальный фестиваль, собравший известных исполнителей

В начале года Филармония джазовой музыки принимала поздравления. Ей исполнилось 37 лет. К этому событию был приурочен Новогодний фестиваль, который проходил в 25‑й раз, объединив известных музыкантов.

Весь этот джаз. В Северной столице прошел Новогодний музыкальный фестиваль, собравший известных исполнителей | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Сложно найти место более атмосферное, чем впитавшее в себя множество самых причудливых звуков джазовое пространство. Всякий раз, когда оказываешься в этих стенах, ловишь себя на мысли, что музыка здесь никогда не смолкает. Люстры, двери, украшающие стены картины и фотографии и даже лестничные ступени вобрали столько ритмов, что звучат и в ночной тишине, стоит только прислушаться. И это полностью вписывается в логику джаза — самого свободного, изменчивого и непредсказуемого жанра. Недаром про это направление великий композитор Альфред Шнитке говорил, что оно «освобождает мышление музыкантов от закосневших догм и шаблонов». Но джаз освобождает не только исполнителей, но и слушателей, что сполна продемонстрировали четыре фестивальных дня.

Джаз1_Ше-Ма.jpg
ФОТО Марии ШЕРИХ


Бессменный ведущий концертов джазовый музыкант и музыкальный редактор джазового арт-кафе в Летнем саду Александр Михайловский попенял критикам, что они редко находятся внутри, оценивают музыку и исполнителей по внешнему контуру, не понимая природу джаза. Но об этом стоит сказать лишь для того, чтобы выразить уважение самому Михайловскому: он выходил на подмостки без гитары, при этом речь его была невероятно живой и ритмичной и чувствовалось в ней столько неподдельной и подлинной любви к жанру, что заразился бы и человек, услышавший эту музыку впервые.

На Новогодний фестиваль традиционно собирается продвинутая публика, что очевидно по эмоциональному отклику и по аплодисментам, врывающимся в музыкальную ткань в правильных местах. Давид Голощекин (на снимке сверху) — человек и музыкант (читай — легенда), благодаря которому родилась и живет Филармония джазовой музыки, появился на сцене в первый день в импровизированных диалогах с великолепным петербургским пианистом Андреем Кондаковым. Это был высший пилотаж.

Будучи мультиинструменталистом, Голощекин вступал в диалог с роялем на вибрафоне, Хаммонд-органе, скрипке, саксофоне, флюгельгорне, контрабасе. Впрочем, одним инструментом не ограничился и Кондаков. В пиршестве звука — полнокровном, раскатистом — было что‑то устремляющееся ввысь, вневременное и внепространственное. Стоит упомянуть и специального гостя фестиваля гитариста Андрея Рябова. В ансамбль Голощекина он был приглашен еще студентом музыкального училища, с тех пор минуло несколько десятилетий, в которые вмес­тилось множество проектов и творческих побед. Блистательный стилист и новатор, как и в далекие времена, когда критика окрестила совсем молодого музыканта открытием года, он способен украсить своей игрой любой джазовый концерт.

Музыканты из Ярославля «Майнугин Бэнд» — Вадим Майнугин (фортепиано) и Стас Майнугин (саксофон) — исполнили в программе второго фестивального дня джазовые стандарты и авторскую музыку. Но кроме виртуозного владения стилем и инструментом Майнугин-старший представил зрителю, как он выразился, ярославскую «жемчужину» и «фею» скрипки Марию Большакову. Несмотря на молодость, в своем арсенале скрипачка и вокалистка имеет немалое количество наград, в том числе «Гран-при» вокального конкурса. А еще девушке присуща отвага, ведь это совсем непросто играть в дуэте с самим Голощекиным!

Московские музыканты — трио Сергея Васильева и певица Марина Волкова — вышли на подмостки с программой «королевы джаза», зримо напомнив о временах, когда повсеместно царили Элла Фицджеральд, Билли Холидей, Сара Воан, Рут Браун, Ширли Хорн… Посетители же филармонии оказались во власти московской вокалистки, сумевшей привнести в классические мелодии собственную экспрессию и темпоритм, ведь джаз — это всегда новое даже в самом знакомом.

Каждый следующий день подтверждал известную истину о том, что джазовая форма не имеет каких‑либо границ. Всякий раз, когда приходится писать об этой музыке, сталкиваешься с мучительным выбором определений и точных эпитетов. Тщетны и попытки выбрать хедлайнеров фестиваля.

Секстет Андрея Зимовца (фортепиано) — Андрея Блинчевского (тенор-саксофон) свободно обращается с джазовым мейнстримом и помогает обрести неожиданное звучание «Временам года» Чайковского. И дело вовсе не в том, что Чайковский нуждается в переработке, а в расширении смыслов музыкальной партитуры позапрошлого века, умении выкристаллизовать ее гармонические структуры и привнести в них сегодняшнее дыхание.

Но эксперименты со временем возможны в обе стороны, что доказал старейший отечественный ансамбль традиционного джаза — «Ленинградский диксиленд» под руководством Олега Кувайцева. Банджисту, гитаристу и вокалисту оркестра Владимиру Воронину в прошлом октябре исполнилось 83 года, а его зажигательной, эмоционально насыщенной манере исполнения впору поучиться молодым. Если кто‑то захочет на много месяцев получить прививку радости, обязательно стоит посетить концерт этого коллектива.

Джазовый банджист и гитарист, партнер Луи Армстронга Джонни Сент-Сир вспоминал, что от исполнения музыки джазмен получал столько же удовольствия, сколько люди, выходящие на танцпол. Так и музыканты диксиленда, существующего шесть с лишним десятилетий, буквально купались в радости и удовольствии и играли так, словно эта музыка была написана сегодня или вчера и впервые выносилась на суд публики. Звучали мелодии, известные любому мало-мальски знакомому с жанром: «Блюз королевского сада» Кларенса и Спенсера Уиль­ямсов, «Белое Рождество» Ирвинга Берлина — и не было времени, лишь только джаз, волшебная таблетка, позволяющая сохранять молодость и жажду жизни.

Заключительный день стал посвящением королю свинга кларнетисту и дирижеру Бенни Гудмену. Он так и назывался «Салют Бенни Гудмену!». И первоклассные музыканты — Давид Голощекин (вибрафон), Андрей Зимовец (фортепиано), Роман Салмасов (контрабас), Семен Федотов (ударные) устроили настоящий музыкальный праздник.

В роли бенефициара появился Константин Хазанович с невероятно красиво и динамично звучащим кларнетом. Закрывали вечер оркестр Филармонии джазовой музыки, уже упомянутый Хазанович и Юлия Касьян — нежная, чувственная вокалистка с теплым шелковис­тым тембром голоса.

Фестиваль окончен, но джаз имеет свойство никогда не заканчиваться. А значит, до новых встреч и открытий.

Читайте также: 

Композитор Александра Житинская: «Очень люблю писать музыку»

В Капелле Санкт-Петербурга состоится концерт, посвященный юбилею народного артиста СССР Владислава Чернушенко




#джаз #фестиваль #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (8075) от 23.01.2026 под заголовком «Весь этот джаз».


Комментарии