Вернул долг через 90 лет

Русский музей открыл в Инженерном замке первую персональную выставку скульптора-анималиста Артемия Обера (1843 - 1917), которую обещал показать сначала в 1927 году, потом в 1937-м, но руки дошли только сейчас.

Вернул долг через 90 лет | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Имя Обера мало что говорит широкой публике, хотя многие видели памятник Героям броненосца «Император Александр III», открытый в 1908 году в Никольском саду в память жертв Цусимского сражения. Орел на вершине обелиска отлит по модели Обера. Он создал скульптуру орла для памятника лейб-гвардии Кавалергардскому и Конному полкам, который был установлен на Бородинском поле в 1912 году. Но в современной массовой литературе авторство Обера не всегда упоминается.

Из станковых работ скульптора известны две, они открывают нынешнюю выставку. «Бедствие» выставлялось в проектах, посвященных русскому символизму. Это выразительное и динамичное аллегорическое изображение летящей смерти, поддерживаемой гиеной и драконом. Произведение было создано под впечатлением от мучительной смерти брата от гангрены. В свое время гипсовая модель понравилась поэту К. Р. Он заказал бронзовую отливку и установил ее в своем Мраморном дворце перед зеркалами для осмотра со всех сторон. В 1927 году Русский музей, готовя персоналию Обера, получил скульптуру из музейного фонда, но выставка не состоялась.

Через десять лет Наталья Обер, вдова скульптора, передала музею все сохраненное ею наследие, в том числе большую трагическую композицию из гипса «Тигр и сипай»: зверь терзает беззащитного юношу, который прекратил сопротивление. «Тигр мой это маяк всей моей оставшейся жизни», - пишет Обер в «Автобиографии», впервые опубликованной в каталоге нынешней выставки. Вдова надеялась, что Русский музей как единственный обладатель солидного корпуса из 250 произведений Артемия Обера покажет их. Но до вернисажа оставалось еще 80 лет.

Будущий скульптор родился в Москве в семье управляющего конторой императорских театров. Отец отправил его в Петербург поступать в Технологический институт. Но юноша, мечтавший о карьере художника, умышленно провалил экзамены и стал вольнослушателем в Академии художеств. Впрочем, через два года Обер-старший сменил гнев на милость и выдал сыну «грант» на обучение в Париже. Там Обер стал постоянным посетителем зоологического сада, чтобы «впечатлиться характерным движением». Беглые наброски, сделанные в блокноте, служили исходным материалом для работы в мастерской. Вскоре после возвращения в Петербург Обер создает композицию «Лев, пожирающий газель» и награждается серебряной медалью Академии художеств.

В последующие годы скульптор получил несколько престижных заказов, например, на эскиз серебряных украшений для подарочных часов фирмы Фаберже «XXV годовщина свадьбы Александра III и Марии Федоровны». После революции они были проданы за границу. В 2014 году к своему 250-летию Эрмитаж получил часы в дар от президента России В. В. Путина.

В 1897 году в поисках мировой славы Обер снова уезжает во Францию, но ему удается только поработать в керамических мастерских. От этого периода остались «Жаба в удовольствии», «Голова Горгоны» и «Баба-яга». Позже Обер сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом. Ваза «Куницы» принадлежала Романовым и сохранилась в Доме ученых. Ваза «Ящерицы» предназначалась Федору Шаляпину, она предоставлена на выставку музеем-квартирой певца.

Александр Бенуа, младший друг скульптора, внимательный художник и проницательный мемуарист, задавался вопросом, почему тихий, вежливый, интеллигентный Обер, который мог расплакаться на скромном театральном спектакле, предпочитал изображать льва, пожирающего газель, диких собак, грызущих антилопу, лисицу, поедающую петуха. И не нашел ответа.

#Русский музей #Артемий Обер #выставка

Комментарии