Главная городская газета

Вернул долг через 90 лет

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Вернул долг через 90 лет | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Русский музей открыл в Инженерном замке первую персональную выставку скульптора-анималиста Артемия Обера (1843 - 1917), которую обещал показать сначала в 1927 году, потом в 1937-м, но руки дошли только сейчас.

Имя Обера мало что говорит широкой публике, хотя многие видели памятник Героям броненосца «Император Александр III», открытый в 1908 году в Никольском саду в память жертв Цусимского сражения. Орел на вершине обелиска отлит по модели Обера. Он создал скульптуру орла для памятника лейб-гвардии Кавалергардскому и Конному полкам, который был установлен на Бородинском поле в 1912 году. Но в современной массовой литературе авторство Обера не всегда упоминается.

Из станковых работ скульптора известны две, они открывают нынешнюю выставку. «Бедствие» выставлялось в проектах, посвященных русскому символизму. Это выразительное и динамичное аллегорическое изображение летящей смерти, поддерживаемой гиеной и драконом. Произведение было создано под впечатлением от мучительной смерти брата от гангрены. В свое время гипсовая модель понравилась поэту К. Р. Он заказал бронзовую отливку и установил ее в своем Мраморном дворце перед зеркалами для осмотра со всех сторон. В 1927 году Русский музей, готовя персоналию Обера, получил скульптуру из музейного фонда, но выставка не состоялась.

Через десять лет Наталья Обер, вдова скульптора, передала музею все сохраненное ею наследие, в том числе большую трагическую композицию из гипса «Тигр и сипай»: зверь терзает беззащитного юношу, который прекратил сопротивление. «Тигр мой это маяк всей моей оставшейся жизни», - пишет Обер в «Автобиографии», впервые опубликованной в каталоге нынешней выставки. Вдова надеялась, что Русский музей как единственный обладатель солидного корпуса из 250 произведений Артемия Обера покажет их. Но до вернисажа оставалось еще 80 лет.

Будущий скульптор родился в Москве в семье управляющего конторой императорских театров. Отец отправил его в Петербург поступать в Технологический институт. Но юноша, мечтавший о карьере художника, умышленно провалил экзамены и стал вольнослушателем в Академии художеств. Впрочем, через два года Обер-старший сменил гнев на милость и выдал сыну «грант» на обучение в Париже. Там Обер стал постоянным посетителем зоологического сада, чтобы «впечатлиться характерным движением». Беглые наброски, сделанные в блокноте, служили исходным материалом для работы в мастерской. Вскоре после возвращения в Петербург Обер создает композицию «Лев, пожирающий газель» и награждается серебряной медалью Академии художеств.

В последующие годы скульптор получил несколько престижных заказов, например, на эскиз серебряных украшений для подарочных часов фирмы Фаберже «XXV годовщина свадьбы Александра III и Марии Федоровны». После революции они были проданы за границу. В 2014 году к своему 250-летию Эрмитаж получил часы в дар от президента России В. В. Путина.

В 1897 году в поисках мировой славы Обер снова уезжает во Францию, но ему удается только поработать в керамических мастерских. От этого периода остались «Жаба в удовольствии», «Голова Горгоны» и «Баба-яга». Позже Обер сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом. Ваза «Куницы» принадлежала Романовым и сохранилась в Доме ученых. Ваза «Ящерицы» предназначалась Федору Шаляпину, она предоставлена на выставку музеем-квартирой певца.

Александр Бенуа, младший друг скульптора, внимательный художник и проницательный мемуарист, задавался вопросом, почему тихий, вежливый, интеллигентный Обер, который мог расплакаться на скромном театральном спектакле, предпочитал изображать льва, пожирающего газель, диких собак, грызущих антилопу, лисицу, поедающую петуха. И не нашел ответа.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook