Вернисаж с 1 по 7 декабря

4 декабря в зале Парадного корпуса на третьем этаже открывается выставка «Туве Янссон. Жить, мечтать, парить»,

Вернисаж с 1 по 7 декабря  |

РОСФОТО

4 декабря в зале Парадного корпуса на третьем этаже открывается выставка «Туве Янссон. Жить, мечтать, парить», посвященная столетию со дня рождения знаменитой финско-шведской писательницы и художницы. Экспозиция подготовлена в сотрудничестве с Институтом Финляндии при поддержке генерального консульства этой страны.

Фотографии из жизни создательницы муми-троллей были сняты ее другом Карлом Густафом Хагстремом и братом Пером Оловом Янссоном. Экспозиция посвящена трем ключевым для ее судьбы пространствам: квартире в хельсинкском районе Катаянокка, где Туве жила в детстве, рабочей мастерской художницы в районе Улланлинна и архипелагу Пеллинки, где писательница провела свои поздние годы. В творчестве Туве Янссон прослеживается заметное влияние этих мест — и атмосфера сказочных башенок хельсинкских зданий, выполненных в стиле северного модерна, и неповторимой красоты природа уединенного архипелага.

Временные рамки фотографий охватывают 80 лет жизни художницы. Помимо портретов можно увидеть и фото из семейного альбома Янссонов.

На протяжении всей жизни Туве Янссон профессионально занималась живописью, в основном придерживаясь принципов фигуративного искусства, а также проводила свои персональные выставки, несмотря на то что рисунки муми-троллей отнимали у нее много времени. В 1968 году она опубликовала мемуары «Дочь скульптора». Кроме того, Туве Янссон известна как автор романов и рассказов, оперных либретто, радиоспектаклей и эссе на темы искусства.


Российский этнографический музей

Здесь по 31 декабря будет открыта выставка «Звонкая монета. Монеты в традиционных культурах Евразии».

Монеты в культуре многих народов мира символизируют надежность, прочное благосостояние. Монеты жертвовали святому месту, оставляли у целительного источника, закладывали под фундамент строящегося дома, помещали по углам сундука с приданым невесты. Кроме того, монеты — одна, несколько или целая композиция — входили в состав нарядного женского костюма у русских казаков и крестьян-однодворцев, украинцев, славянских народов Балкан, татар, народов Поволжья, Кавказа, Средней Азии, Сибири.

Монеты в женском костюме и украшениях были особенно популярны в свадебном убранстве невесты: из них делали серьги, браслеты, кольца, ожерелья, ими украшали головные уборы, одежду. У народов Поволжья ряды из монет, закрепленных, подобно чешуе, закрывали грудь, иногда бедра, создавая надежную защиту от сглаза. Использовались разнообразные монеты — российские от допетровской эпохи и вплоть до советского времени, а также монеты из Австро-Венгрии, немецкие, турецкие, арабские, китайские. Порознь или в комплексе они символизировали гарантию достоинств женщины и ее семьи и, конечно, также служили телесным оберегом. Не только в одежде невесты, но также в костюме и головном уборе ребенка или молодой девушки монетами были закрыты уязвимые места.


Фойе киностудии «Ленфильм»

Здесь 1 декабря открывается выставка, посвященная 50-летию выхода на экраны знаменитого фильма «Гамлет» Григория Козинцева. Трагедия Шекспира за всю историю кино экранизировалась более сорока раз. Еще в 1920-е Козинцев буквально заболел Шекспиром. Писал о нем, ставил пьесы в ведущих театрах. В основу сценария лег перевод Бориса Пастернака, музыку написал Дмитрий Шостакович, оператором был Ионас Грицюс, художником-постановщиком стал Евгений Еней, с ним работали Георгий Кропачев и Евгений Гуков, а костюмы сочинял Симон Вирсаладзе. Роль Гамлета сделала, как бы теперь сказали, суперзвездой Иннокентия Смоктуновского.

На выставке будут показаны костюмы к фильму, фрагменты декораций, плакаты, эскизы, а также фотографии со съемок, сделанные Борисом Резниковым, студийным фотографом.

В оформлении стендов использованы рукописи и дневники Козинцева, варианты сценариев, письма. Особое место занимает кинотехника полувековой давности — старинные кинокамеры, «хлопушки», осветительные приборы.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5350) от 28.11.2014.


Комментарии