Вернисаж: выставки в Петербурге с 9 ноября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 9 ноября  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей истории города

В Государевом бастионе Петропавловской крепости, в выставочном зале Музея архитектурной художественной керамики открылась выставка «Мозаики Северной Африки» (6+). Она представляет реплики античных мозаик из музеев Северной Африки, созданные художниками и учениками школы «Сад Гранат». Это часть масштабного проекта «Российский музей мозаики».

Школа «Сад Гранат» несколько лет работает над возрождением античного искусства мозаики. Художники и ученики школы участвуют в спецпроектах по созданию реплик древних мозаик. Выставки работ по мотивам израильских, турецких, иорданских и тунисских мозаик имели успех у петербургской публики. Выставка в Петропавловской крепости посвящена мозаикам Северной Африки, края пустынь и бедуинов, финиковых пальм и ароматных специй. В античные времена этот регион был частью Римской империи и впитал в себя традиции метрополии, обогатив их местным колоритом. До наших дней сохранились целые города, которые превратились в ландшафтные музеи. Многие предметы изобразительного искусства, в том числе мозаики, были перенесены в музеи. Самой богатой коллекцией античных мозаик может похвастать национальный музей Бардо в Тунисе. Для североафриканского проекта школы «Сад Гранат» за основу были взяты самые яркие образцы мозаик из коллекций нескольких музеев Северной Африки. Повторив их, участники проекта сумели создать художественные произведения мозаичного искусства.

Музей Академии художеств

В Доме-музее П. П. Чистякова (Пушкин, Московское шоссе, 23) открылась выставка «Дачный натюрморт» (6+). Демонстрируются работы конца 1930‑х — начала 1960‑х годов из собрания музея Академии художеств. Они отражают тенденции советского искусства того периода: светлая мажорная тональность общего цветового решения, изучение традиций и достижений мирового и отечественного искусства.

В конце 1760‑х годов в Императорской академии художеств был основан «класс цветов и плодов». Ученики должны были выполнять задания по строгим программам, не отличавшимся большим разнообразием.

Постепенно в программы проникают «ландшафтные» мотивы и расширяется диапазон: кроме цветов и фруктов появляются предметы быта. Класс цветов и плодов входил в систему обучения в XVIII – XIX веках.

В XX веке, как и в настоящее время, в Академии художеств не существовало отдельного отделения, специализирующегося на обучении написания натюрмортов. Натюрмортные постановки были включены в общую программу и исполнялись учащимися как в классах, так и на пленэрах.

Музей Ф. М. Достоевского

9 ноября здесь откроется выставка «…Был в зале суда и вынес много впечатлений». Дневник писателя. К 150‑летию первой публикации» (12+).

Она посвящена уникальному издательскому проекту Достоевского — моножурналу «Дневник писателя». Сочетая на страницах этого издания публицистику и художественную прозу, Достоевский учил читателя думать, предлагал новые взгляды на текущие события. Громкие судебные процессы в его рассмотрении становились для публики предметом размышления.

На выставке будут рассказаны истории четырех уголовных дел, показаны очевидцы тех событий и предметы реального каторжного быта. Главный вопрос, на который предстоит ответить посетителю: действительно ли, как считал Достоевский, «лучше ошибка в милосердии, чем в казни»?

12 ноября первых посетителей примет выставка «Вьются бесы рой за роем…». К 150‑летию выхода первого издания романа Ф. М. Достоевского «Бесы» (12+). Будет представлена история первого издания романа.

Российский этнографический музей

Здесь стартовал проект «Шаг великих работ» (12+), посвященный 95‑летию индустриализации в СССР. Он включает три фотовыставки — «Свет над Рос­сией», «Здесь встанут стройки стенами», «Я — участник», объединенные темой индустриализации.

В фотографическом собрании музея хранится более 3000 сделанных в 1920 – 1930‑е годы фотографий, большинство из них сопровождены описаниями с указанием автора снимков (фотографа или собирателя).

«Проект «Шаг великих работ» — первый опыт показа фотографий из собрания музея в формате трех планшетных выставок. Выставка «Свет над Россией», получившая название от одноименного советского кинофильма 1947 года, представляет масштабные изменения, произошедшие в добыче природных ресурсов на огромной территории всего Советского Союза. Выставка «Здесь встанут стройки стенами» рассказывает о масштабном строительстве, которое получило наибольший размах в 1930‑х годах, во время первой и второй пятилеток. Выставка «Я — участник» повествует о героическом труде ударников первой пятилетки.

К Дню народного единства музей открыл книжную выставку «Отечества достойные сыны: подвиг русского народа в XVII веке» (12+).

Начиная с 2005 года Российская Федерация 4 ноября отмечает государственный праздник — День народного единства. И хотя праздник этот новый, свое начало он берет в XVII веке, в Смутное время. В 1649 году в день Казанской иконы Божией Матери указом русского царя Алексея Михайловича Романова был установлен государственный праздник в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году, а икона эта стала символом побед русского народа в борьбе с врагами.

На выставке представлены издания из отдела книжного фонда музея, посвященные истории Смутного времени на Руси. Особое внимание уделено книгам о событиях 1612 года, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских захватчиков.

Мемориальный музей А. В. Суворова

Выставка «Образ Суворова» (6+) представляет посетителям музея галерею очень непохожих друг на друга изображений полководца, созданных в XVIII – XX веках.

Все судят о Суворове лишь по самому известному изображению, принадлежащему кисти художника Г. Шмидта и воспроизведенному в гравюре Н. И. Уткиным. На других — в том числе прижизненных — живописных, графических и скульптурных портретах изображен, кажется, совершенно другой человек.

Искусствовед Д. Ровинский объяснял это прежде всего тем, «что чрезвычайно подвижное лицо Суворова изменялось беспрестанно, и он являлся то ласковым и любящим, то раздраженным и грозным, то спокойным и серьезным <…> и все эти Суворовы не были похожи друг на друга, а представляли совершенно особые, своеобразные типы и характеры». Выставка помогает лучше представить образ удивительного человека и, возможно, в какой‑то мере приоткрыть его внутренний мир.

Музей-институт семьи Рерихов

Выставка «Ученица Рериха. А. В. Щекатихина-Потоцкая» (12+) помимо экспонатов из фондов музея-института демонстрирует живопись, графику, фотографии, документы, книги, фарфор из собраний Эрмитажа, Русского музея, Музея театрального и музыкального искусства, KGallery, Российской национальной библиотеки, ГМЗ «Петергоф», частных собраний, а также из Ивангородского музея.

Александра Васильевна Щекатихина-Потоцкая (1892 – 1967) в краткой автобиографии наряду с другими самыми важными сведениями сообщила о себе: «Ученица Рериха». Выставка демонстрирует связь ее творчества с творчеством Н. Рериха, который неоднократно привлекал свою ученицу к художественным проектам. Щекатихина помогала в создании росписей храма Св. Духа для имения княгини М. К. Тенишевой; участвовала в создании эскизов костюмов и декораций для таких театральных постановок, как пьеса-сказка «Снегурочка», балет «Весна священная», опера «Князь Игорь». В дальнейшем она самостоятельно оформляла оперы «Рогнеда», «Сказка о царе Салтане» и другие.

Первый брак с юристом Н. Потоцким, от которого родился сын Мстислав, связал ее с семьей основательницы Музея семьи Рерихов в Петербурге Л. Митусовой и, соответственно, семьей Н. Рериха. Фонды музея-института хранят письма, фотографии, подарки, которыми обменивались между собой члены этих артистических семей.

Щекатихиной-Потоцкой довелось жить в Российской империи, в Египте, во Франции и в Советской России. Образы и художественные традиции различных культур переплелись в ее творчестве. С 1918 года художница была приглашена работать на Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, сотрудничество с которым не прерывала на протяжении всей жизни.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии