Вернисаж: выставки в Петербурге с 5 июня 2021

Вернисаж: выставки в Петербурге с 5 июня 2021 | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Музей истории города

В особняке Румянцева на Английской набережной открылась выставка «Сверхзадача – выжить» (12+). Она посвящена одной из самых трагических страниц в истории отечественного театра и рассказывает о создании и творческой деятельности Воркутинского музыкально-драматического театра, основная труппа которого состояла из заключенных артистов ВОРКУТЛАГа.

Выставка подготовлена Музеем им. А. А. Бахрушина. Впервые она была показана в Москве, за два года побывала в Сыктывкаре и Воркуте. Представлены архивные материалы ГУЛАГа и Воркутинского театра, фотографии артистов и сцен из спектаклей, документы, эскизы декораций и костюмов, программки, графические и живописные работы театральных художников, звучат редкие записи голосов и музыки.

Музыкально-драматический театр был создан в 1943 году «в целях наилучшего обслуживания вольно-наемного населения Воркутинского угольного бассейна художественно-зрелищными мероприятиями». Управление «Воркутстрой», комбинат «Воркутауголь» – за этими названиями скрывается один из самых больших островов Архипелага ГУЛАГ, расположенный за полярным кругом: Воркутинский лагерь, ВОРКУТЛАГ. И по численности, и по масштабам деятельности ему не было равных.

Главным режиссером театра был находившийся в заключении бывший главный режиссер Большого театра и профессор Московской консерватории Борис Аркадьевич Мордвинов. Первым спектаклем в репертуаре стала оперетта И. Кальмана «Сильва». Премьера состоялась 1 октября 1943 года. В репертуаре были оперы, оперетты, драматические спектакли, многочисленные концерты. Выставка затрагивает первое десятилетие работы театра: с 1943-го по 1953 год. После смерти Сталина и массового освобождения заключенных театр перестает подчиняться МВД СССР и становится Воркутинским драматическим, успешно работающим и в наше время.

Среди героев экспозиции есть и ленинградцы – заключенные ВОРКУТЛАГа: скрипач и композитор Михаил Носырев, известный баритон Теодор Рутковский, певица и пианистка Евгения Добромыслова, режиссер Алексей Горячев, художник Адам Шмидт и другие.

РОСФОТО

На этой площадке 9 июня откроется выставка польского фотографа Томаша Гудзоватого «Сумо. Аре-буре-боке» (6+).

Автор раскрывает перед зрителем таинственный мир рикиси, борцов-сумоистов. Фотографии сделаны в стилистике «аре-буре-боке», направления в японской фотографии 1970-х годов, название которого буквально означает «грубый, размытый и не в фокусе». В экспозиции представлены новые работы Гудзоватого, в которых мастер стройного взвешенного кадра предстает с неожиданной стороны. Его вдохновляют работы фотографов, связанных с экспериментальным японским журналом Provoke, который был основан в 1968 году. Provoke стал отправной точкой для распространения нового стиля, которому присущи экспрессия и стремление к освобождению фотографии от подчинения вербальному языку.

Музей-квартира А. А. Блока

Здесь открылась выставка «Петроград в 1921 году» (12+).

В Музее истории города хранится снимок «Чествование М. Горького в издательстве «Всемирная литература», который мог бы стать символом тех страшных лет. Он демонстрируется на выставке. Если присмотреться внимательно, можно увидеть заклеенные, затертые и тщательно заштрихованные человеческие фигуры. Документ эпохи красного террора.

О Петрограде в 1921 году рассказывают фотографии кронштадтских событий, бытовые снимки и зарисовки, афиши, листовки-объявления и, конечно, книги. Силами сотрудников «Всемирной литературы» издавалась мировая классика. Посетители знакомятся со своеобразным языком петроградских листовок: «В Петрограде сыпной тиф. Не покупайте на базаре грязного невымытого белья». Новшеством для горожан стал крематорий. 3 января 1921 года К. И. Чуковский записал в дневнике: «<...> Был Борис Каплун – в желтых сапогах, – очень милый. Он бренчал на пьянино, скучал и жаждал развлечений. – Не поехать ли в крематорий? – сказал он, как прежде говорили: «Не поехать ли к «Кюба» или в «Виллу Родэ»?». Дневниковая запись Чуковского иллюстрируется серией фотографий петроградского крематория из собрания ГМИ СПб.

В невозможных бытовых условиях создавались лучшие переводы, появлялись стихи, ставились спектакли, писались картины. А главное – проявлялись лучшие человеческие качества.

Marina Gisich Gallery (наб. реки Фонтанки, 121)

По 25 июля в галерее открыта персональная выставка Александра Шишкина-Хокусая Riva degli Schiavi («Набережная рабов») (12+).

Александр Шишкин-Хокусай – российский художник, автор произведений живописи, графики, объектов, инсталляций и перформансов. Он известен как сценограф, сотрудничавший в петербургских театрах с режиссерами Юрием Бутусовым и Андреем Могучим. Автор инсталляции «Фламандская школа», созданной для павильона России на 58-й Венецианской биеннале.

Настроение своей новой выставки Александр Шишкин-Хокусай определяет как «жизнь после смерти». Возвращаясь к проекту для павильона России на Венецианской биеннале после долгого перерыва, отягощенного карантином, художник стремится заново увидеть и пережить сложную кинетику инсталляции, посвященной Эрмитажу.

#музей #выставка #культура

Комментарии