Вернисаж: выставки в Петербурге с 31 августа
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Русский музей
Здесь открылась выставка «Тафтяная церковь Федора Иоанновича и Ирины Федоровны Годуновых 1592 года» (6+).
Выставка посвящена уникальному произведению — шитой, или «тафтяной» (тафта — драгоценная шелковая ткань), церкви царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны Годуновой. В экспозиции будут представлены сохранившиеся в коллекции музея 23 изображения шитых икон, которые являются свидетельством возвышенного, совершенного в художественном отношении искусства шитья Древней Руси.
Во времена Смуты и в начале царствования Романовых шитые иконы хранились на Государевом дворе или украшали одну из многочисленных кремлевских молелен. В начале 1650‑х годов они вошли в состав походной церкви царя Алексея Михайловича, с которой он совершил свой победоносный Смоленский поход. Неудивительно, что именно как военную реликвию ее перевез из Москвы в Санкт-Петербург наследник Алексея Михайловича Петр I. Создававшаяся изначально как обетная, тафтяная церковь Федора Иоанновича, объединившая династии Рюриковичей и Романовых, воспринималась как символ воинской славы и в императорской России.
Тафтяная церковь была отреставрирована в мастерских Русского музея, и посетители смогут оценить лиричность воплощения, тонкий психологизм образов, артистизм и искусность исполнения.
Выставка продлится до 7 октября и станет частью постоянной экспозиции Михайловского дворца, разместившись в зале № 5 в непосредственной близости к коллекции древнерусского искусства.
Музей Академии художеств
В парадных залах музея открылась выставка дипломных работ выпускников Академии художеств (6+). Здесь представлены работы молодых мастеров скульптуры, архитектуры, графики, станковой, реставрационной, монументальной и церковно-исторической живописи. Это не только картины, рисунки, гравюры и скульптурные композиции, но и книги, проекты жилой застройки и многое другое.
Дипломы выпускников графического факультета свидетельствуют о серьезной профессиональной подготовке и уверенном владении различными техниками и материалами. Кроме станковых произведений на выставке представлены макеты книжных изданий.
Петербургский Союз художников
На этой площадке открылась выставка «Шамбала XXI века» (6+), приуроченная к 150-летию Н. К. Рериха.
История здания, принадлежавшего Императорскому обществу поощрения художеств, в котором сейчас размещается петербургский Союз художников, тесно связана с именем Николая Константиновича Рериха, о чем напоминает мемориальная доска на фасаде дома 38 по Большой Морской.
Выставка петербургских живописцев посвящена 150-летию выдающегося художника, мыслителя, общественного деятеля. В творчестве Николая и Елены Рерих важное значение имела идея Шамбалы как почитаемого места обитания учителей человечества — представителей космической иерархии, которая противостоит силам тьмы и хаоса. Местонахождение Шамбалы сокрыто от людей, но «Твердыней великого знания и света» лежит в основе «Живой этики», объединяющей прогрессивные силы человечества.
В экспозиции представлены работы, связанные с рериховскими местами в России, с маршрутами международных экспедиций Рерихов. Современные художники показывают свой идеальный образ Шамбалы.
Дом ученых им. М. Горького
Выставка «Японское искусство Укие-э эпохи Эдо» (6+) знакомит с образцами гравюры укие-э из собрания коллекционера Вадима Александрова-Соболева-Кабалевского. Всего представлено 20 работ, из них 7 триптихи.
В залах Дома ученых можно видеть работы классиков жанра укие-э Утагавы Куниеси и Утагавы Тоекуни III: гравюры из серий, посвященных знаменитой легенде о 47 верных ронинах («История о верных самураях» Тоекуни III, 1864 г.) и великим сражениям из истории Японии. Гравюры Утагавы Куниеси и Утагавы Тоекуни III представляют собой динамичные композиции, насыщенные энергичным движением и увлекательными подробностями.
Это уже вторая выставка коллекции в Доме ученых (Дворцовая наб., 26), первая состоялась в июне прошлого года. Ранее экспонаты выставлялись в Галерее искусств Зураба Церетели в Москве, в Фонде художника Михаила Шемякина в Петербурге и в Вятском художественном музее им. Васнецовых.
Bashmakov Gallery
На территории квартала «Ленполиграфмаш» (пр. Медиков, 3А) открылась выставка «Цветозвуки» (0+), посвященная творчеству русского художника и теоретика изобразительного искусства, стоявшего у истоков абстракционизма, Василия Кандинского (1866 – 1944). Галерея собирала коллекцию более 10 лет.
На выставке представлено более 50 оригинальных графических работ художника, в том числе редчайшие листы из серий Klänge («Звуки»), Regards sur le passé («Воспоминания о прошлом»), а также красочные литографии и ксилографии разных периодов. Часть оригинальной графики была издана уже после смерти художника его вдовой и наследницей Ниной Кандинской. Большая часть произведений впервые экспонируется в Петербурге.
Кандинский считал, что краска и звук взаимодействуют между собой и оказывают влияние на восприятие зрителем произведения искусства. Поэтому выставка сопровождается мультимедийным контентом с музыкальным сопровождением.
Петропавловская крепость
6 сентября в выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепости откроется выставка «Городские хроники. Блокада. 1941 – 1944» (12+), рассказывающая об основных событиях блокады Ленинграда: от пожара Бадаевских складов 8 сентября 1941 года до победного салюта над Невой 27 января 1944 года.
Музей истории Санкт-Петербурга на протяжении многих лет собирает и хранит материалы, связанные с историей блокады. Это предметы блокадного быта ленинградцев, документы, фотографии и свидетельства очевидцев, зафиксированные в дневниковых записях, говорящих о том, как ленинградцы выживали в нечеловеческих условиях. Дневники являются самыми главными источниками информации.
Одна из крупных коллекций блокадных дневников хранится в рукописно-документальном фонде Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Это дневники деятелей науки и культуры, простых горожан, детей и подростков. Часть из них уже расшифрована и опубликована, часть все еще ждет своего исследователя. Ценным свидетельством того времени являются дневники историка старшего научного сотрудника Музея истории и развития Ленинграда А. А. Черновского, инженера-кораблестроителя В. Ф. Чекризова, архитектора И. М. Чайко и других. Блокадные дневники ленинградцев, передающие мысли и чувства очевидцев страшных событий, станут центральными экспонатами выставки.
Также в экспозиции будут представлены гравюры и акварели, выполненные художниками в блокадном городе. Это зарисовки будней блокадного города, выполненные с натуры. Большая часть работ, представленных на выставке, экспонируется впервые.
Дополняют экспозицию предметы быта блокадного времени, одежда ленинградцев периода Великой Отечественной войны, реконструкция жилого интерьера ленинградской квартиры периода блокады. Все представленные предметы в разное время были переданы в музей ленинградцами и являются непосредственными свидетелями страшных дней блокады Ленинграда.
Выставка будет работать до 12 ноября.
Комментарии