Вернисаж: выставки в Петербурге с 30 ноября
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Центр культурного наследия имени академика Бориса Борисовича Пиотровского
Центр на Захарьевской улице, 14, обновил экспозицию «История движения в защиту Петербурга» (12+). За два последних года фонды центра пополнились новыми экспонатами, включая архитектурные детали, произведения ленинградских художников, фотографии и архивные материалы. В их числе: отреставрированный витраж, ранее находившийся в доходном доме Мироненко (Тележная улица, 13); работы ленинградских художников и архитекторов: Н. Е. Лансере — архитектора и художника-акварелиста, одного из основателей Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга, члена общества «Старый Петербург — новый Ленинград», А. Л. Ротача — одного из ведущих архитекторов — реставраторов Ленинграда, члена и первого историографа общества «Старый Петербург — новый Ленинград», И. Г. Бухман — архитектора, художника и других; барельеф «Меркурий» — декоративная деталь фасада, предположительно, снятая с одного из зданий по Гороховой улице во время капитального ремонта в 1960‑х годах; маска льва — деталь фонтана-поилки, предположительно, находившегося в саду особняка Пашковых на наб. реки Фонтанки, 18.
Постоянно действующая экспозиция «История движения в защиту Петербурга» центра открыта в 2021 году для жителей и гостей города. Здесь проводятся экскурсии, кинопоказы, презентации книг, лекции, встречи с деятелями культуры и краеведами. В обновленной экспозиции гостей ждут не только новые экспонаты, но и мультимедийные программы по истории движения в защиту Петербурга в XX веке.
Музей печати
Выставка «Старая типография» (6+) посвящена истории типографского дела в Санкт-Петербурге конца XIX — начала ХХ века и принципам организации производственного процесса в типичном для этого времени полиграфическом комплексе.
К началу ХХ века в Санкт-Петербурге функционировало более ста типографских предприятий. Наряду с ценными научными, художественными и другими изданиями типографии тиражировали газеты, афиши, визитки, конторские книги, квитанции и т. д. Крупными тиражами выпускались собрания сочинений классиков отечественной литературы. Несколько специальных предприятий было основано для печати рекламной и многокрасочной продукции.
К редким образцам небольших частных типографий 1900 – 1910 годов, сохранившимся до нашего времени, принадлежит входящее ныне в состав Музея печати здание по адресу: Волынский переулок, 2. Типография была построена в 1905 году по заказу и на средства Алексея Алексеевича Суворина, сына известного издателя, журналиста и театрального деятеля Алексея Сергеевича Суворина. Типография в Волынском переулке, несмотря на свои небольшие размеры, представляла собой хорошо организованный производственный полиграфический комплекс.
Ознакомиться с его деятельностью позволяет выставка, разделы которой отражают работу отделений (цехов) типографии. На выставке демонстрируются образцы полиграфического оборудования и профессиональных типографских инструментов XIX — начала ХХ века. Наглядно представить, как распределялась работа сотрудников на трех этажах типографского здания, посетителям помогает макет типографии. Отдельное внимание на экспозиции уделено работе корректора, от которого зависело отсутствие ошибок и опечаток в выпускаемых изданиях. Важная особенность выставки — включение в нее интерактивных зон, позволяющих больше узнать о профессии типографа, изучить материалы по истории типографского дела и статьи из газет, которые печатались в начале ХХ столетия в издательско-полиграфическом комплексе в Волынском переулке.
Музей истории религии
Музей представил публике выставку «Гран-тур. Маленькие сувениры большого путешествия» (6+). Она позволяет окунуться в мир путешественников XVIII – XIX веков.
На выставке представлены сувениры, привезенные из гран-тура — «большого путешествия» по европейским столицам, которое было важным этапом воспитания молодых людей в аристократических семьях.
Образовательные путешествия стали важным явлением культурной жизни Европы в XVII – XVIII веках. Они повлияли на поэзию и прозу, живопись, скульптуру и архитектуру. В таких путешествиях отпрыски знаменитых семей должны были завязать связи при дворах европейских монархов, повидать умнейших людей Европы и ознакомиться с лучшими образцами искусства.
Большое путешествие, или гран-тур, включало в себя посещение крупнейших европейских центров, но главным пунктом всегда была Италия. В Рим, Венецию, Флоренцию и другие итальянские города нескончаемым потоком ехали люди из разных уголков Европы. Многие путешественники составляли и публиковали описания своих путешествий, которые побуждали все новых людей трогаться в путь.
Русские путешественники с XVIII века становятся частью этого потока. В Милан, Болонью, Рим и Геную в 1757 – 1758 годах едут сыновья Григория Акинфиевича Демидова. В 1776-м Италию в рамках своего гран-тура первый раз посещает князь Николай Борисович Юсупов-старший. В 1781 году вместе с сыном и дочерью Италию посетила княгиня Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, чуть позже в том же году туда же под именем графов Северных отправились будущий император Павел Петрович с женой Марией Федоровной. Этот период, продолжавшийся до Наполеоновских войн, был золотым временем больших путешествий. Но и в следующем столетии в Италию по‑прежнему едут аристократы, художники, писатели, поэты. Путешествия становятся более доступными и массовыми.
Существовала целая индустрия по обслуживанию интересов путешественников. Представители богатых семейств могли составить себе коллекции ренессансных картин или античных памятников. Те же, кто не мог себе этого позволить, приобретали модели памятников, копии известных картин, гравюры. Многие из этих предметов после революции оказались в запасниках музеев и не так часто предстают перед посетителями.
На выставке демонстрируется около 60 экспонатов — гравюры с видами Рима, скульптура, модели античных памятников, живописные произведения конца XVI — ХIХ века знаменитых итальянских школ. Это предметы из коллекции Юсуповых, Воронцовых-Дашковых, Вяземских и других знаменитых путешественников и коллекционеров.
Комментарии