Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 ноября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 ноября | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эрмитаж

6 ноября в Галерее графики Зимнего дворца откроется выставка «Disegno. Итальянские гравюры и рисунки эпохи Ренессанса и маньеризма» (6+). Она посвящена памяти Аркадия Ипполитова (1958 – 2023), научного сотрудника отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа, хранителя итальянской гравюры. Рядом с экспонатами размещены цитаты из его текстов.

В XV – XVI веках рисунок был лабораторией, где совершался переход к искусству Нового времени, именно он служил исходной точкой для живописи, скульптуры и архитектуры. Творческий поиск, неожиданные озарения и главные открытия сначала совершались на листе бумаги.

Гравюра же была проводником новых художественных идей, искусством образца. Сначала примером новых сюжетов или наглядным пособием по анатомии, затем эталоном стиля и, наконец, образчиком личной манеры, то есть художественной индивидуальности. Соединенные в одном пространстве гравюры и рисунки позволяют проследить живую картину развития итальянского искусства эпохи его наивысшего расцвета.

Эрмитаж.jpg
Франческо Пезеллино (ди Стефано). «Сципион Африканский». 1447 – 1455 гг. Лист из книги «Пуника» (поэма о Второй Пунической войне) Силия Италика./ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа

На выставке будет представлено около 150 листов. Среди них выполненные на драгоценном пергаменте миниатюры конца XIV века и беглые наброски с натуры мастеров маньеризма; монументальные цветные ксилографии в технике кьяроскуро и строгие резцовые гравюры; не разгаданные до сих пор аллегории и проникнутые благочестивым чувством религиозные образы. Выставлены собственноручные работы Андреа Мантеньи, Филиппино Липпи, Джулио Романо, Маркантонио Раймонди, Франческо Пармиджанино, Баччо Бандинелли, Джованни Беллини, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто. Многие произведения получили новые атрибуции, несколько десятков экспонатов впервые демонстрируются публике.

9 ноября в Двенадцатиколонном зале откроется выставка «…Посмотри в глаза чудовищ…». Мифические олицетворения ужаса в Античности и их победители» (6+).

Мир человека античной эпохи был окружен огромным малоизведанным миром, таившим в себе множество опасностей. Сфера ужасного в эпоху Античности оказалась заселена многочисленными существами, олицетворяющими разные его проявления. Выставка предложит посетителям разобраться в зримых образах античного ужаса. Ее разделы представят те образы, которые возникали в сознании людей античной эпохи. Самый могущественный монстр не мог противостоять герою, который одолевал его в честной борьбе или обманом. Победа героя символизировала триумф человека над его страхами.

Новое здание Российской национальной библиотеки

Выставка «Иван Федоров и начало книгопечатания в восточнославянских землях» (14+) посвящена русскому первопечатнику Ивану Федорову, который вел просветительскую деятельность в восточнославянских землях, на территории современных России, Белоруссии и Украины. Именно он стал основоположником системы грамматики и орфографии, благодаря которой начал складываться единый литературный русский язык и общее культурное пространство.

В основе экспозиции — три юбилея, значимые для восточнославянской культуры. 460 лет назад, в 1564 году, была напечатана первая точно датированная русская книга «Апостол» Ивана Федорова. Через 10 лет, в 1574 году, он издал «Апостол» во Львове, дополнил текст и переработал грамматически, учитывая особенности восприятия на тех территориях. Тогда же во Львове была впервые напечатана Азбука церковнославянского языка, которая стала первым опытом выпуска в свет учебной книги для восточных славян.

Экспозиция представляет 14 планшетов и рассказывает о книгах Первой московской анонимной типографии, названной так из‑за отсутствия выходных данных, титулов и послесловий, первых попытках книгопечатания еще в конце XV в. Посетители могут сравнить издания Ивана Федорова и некоторых венецианских и южнославянских типографий. Часть выставки посвящена деятельности Ивана Федорова в Москве, Заблудове, Львове и Остроге.

В отделе редкой книги РНБ хранится полная коллекция изданий первопечатника. Благодаря выставке широкий круг посетителей сможет не только ознакомиться с историей создания «Апостола» 1564 года, но и узнать о памятнике книжной культуры «Острожская библия», а также о единственном в мире экземпляре «Хронологии Андрея Рымши», своеобразного календаря в виде открытого листа.

Музей петербургского авангарда

В музее открылась постоянная экспозиция «Авангард в 1920 – 1930‑е годы» (6+). Она рассказывает о трех школах русского авангарда во главе с М. Матюшиным, П. Филоновым и К. Малевичем.

В 1920‑е на смену шумным диспутам и эпатажу приходит этап самоуглуб­ленной работы, итогом которого стало создание мастерами русского авангарда собственных школ. В русском авангарде выделяют школы, основанные на лидерстве одного художника, вокруг которого собирались ученики и последователи. К числу главных относятся школы Филонова, Матюшина и Малевича. Все трое разработали не только методики, но и теоретические системы, в которых сформулировали определенную философию искусства.

К Матюшину шли за изучением расширенной пластической теории цвета. Сам Михаил Васильевич был первым профессором, который ввел практику преподавания цвета и его законов. Он обучал «расширенному смотрению», а также тому, как воспринимается цвет в природе и городской среде.

У Филонова учились умению создавать острый, лаконичный аналитический рисунок и форму. Основанная им школа «Мастера аналитического искусства» (МАИ) была самой многочисленной, ее участники ставили во главу угла метод своего учителя.

К Малевичу приходили те, кто жаждал прикоснуться к пространственной «тайне» супрематизма. Супрематистская теория представляла собой комплексный проект, охватывающий все уровни реальности и выходящий за рамки искусства. Главным символом этой системы стал черный квадрат — именно его изображение ученики нашивали на рукава своих пиджаков.

Представители школ русского авангарда занимались исследовательской работой, выставочной деятельностью, разрабатывали учебные программы, правила и принципы творческого процесса. Они сумели привнести в искусство новые идеи, методы и подходы, стали символом свободы творчества и поиска новаторских решений для своего времени.

Экспозиция представляет живописные и графические произведения, книги, посуду, мебель, фотографии из фондов Музея истории Санкт-Петербурга, а также материалы, предоставленные рукописным отделом Института русской литературы РАН, Российским государственным архивом литературы и искусства, Музеем В. В. Маяковского, культурным и издательским проектом «Энциклопедия русского авангарда».

В выставочное пространство включена интерактивная карта, рассказывающая о петербургских адресах, связанных с жизнью и творчеством М. В. Матюшина.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии