Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 августа

Вернисаж: выставки в Петербурге с 3 августа | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Нарвские Триумфальные ворота

Выставка «Спасти сегодня, увидеть завтра» (6+) в год 80‑летия полного освобождения Ленинграда от фашист­ской блокады рассказывает о спасении ленинградских монументов. Об их укрытии и последующем возвращении и восстановлении, о людях, благодаря которым памятники и скульптуры Ленинграда пережили блокаду и Великую Отечественную войну.

На выставке представлены материалы из фондов Музея городской скульптуры, в коллекцию которого входят многие известные всем памятники — «Медный всадник», Николаю I, В. И. Ленину у Финляндского вокзала, С. М. Кирову и другие. Документы свидетельствуют о гигантской работе и о вкладе сотрудников музея. Трудно сейчас представить, что те памятники, которыми сегодня любуются и восхищаются жители города и туристы, 80 лет назад были зашиты в саркофаги или «одеты» в защитные сооружения, а скульптуры Диоскуров и скульптурные группы Аничкова моста покинули свои места…

Эта выставка — благодарность всем, кто сохранил для потомков памятники и монументально-декоративную скульптуру Ленинграда, кто спасал сегодня, чтобы можно было увидеть завтра.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

В Большом зале музея открыта временная выставка «Анна Ахматова. Подлинность судьбы» (6+). Несколько сотен мемориальных предметов, рукописей и фотографий из разных собраний объединились в инсталляции, созданные архитектором Сергеем Падалко.

В фокусе кураторского замысла — поздний период жизни поэта: с 1944-го по 1966 год. Каждый сюжет отражает важную для ахматовского наследия тему: блокада Ленинграда и возвращение в любимый город из эвакуации, встреча в послевоенном Ленинграде с иностранцем — английским дипломатом и философом Исайей Берлином, травля после ждановского постановления, международный триумф в конце жизни и дружба с Иоси­фом Бродским.

У посетителей есть возможность увидеть в пространстве Фонтанного дома записную книжку с последней прижизненной записью Анны Ахматовой из Российского государственного архива литературы и искусств (Москва), мебель из легендарной «Будки» в Комарове (Музей истории Санкт-Петербурга), редакции «Поэмы без героя» разных лет (1942 – 1963) из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и Музея истории российской литературы им. В. И. Даля (Москва), многие другие материалы.

Особую благодарность музей выражает потомкам Николая Пунина — семье Зыковых, передавшим на выставку мемориальные предметы обстановки квартир, где жила Ахматова, включая самые неожиданные артефакты. В Фонтанный дом приехали створки дверей комнаты на улице Ленина, 34, — последнего адреса поэта, а еще находка, сделанная в комаровском лесу. Этот предмет вошел в стихотворение Ахматовой «Нас четверо»: «Духом, хранителем «места сего» стала лесная коряга».

Предметы обстановки, автографы, книги, живопись и графика, фотографии и документы сложились в мозаику-размышление о судьбе поэта и его текстах. Проект претендует стать этапным в осмыслении феномена Анны Ахматовой и интерпретации наследия поэта музейным языком.

Санкт-Петербургский союз художников

В выставочном центре Союза художников на Большой Морской представлен ежегодный проект цифрового и технологического искусства «Цифровая палитра-4» (6+). Он демонстрирует разнообразие решений и подходов, к которым обращаются петербургские художники при создании проектов в цифровом художественном пространстве.

Задействованные в выставке работы богаты как на концепции, так и на материалы: это цифровая живопись, видеоарт, компьютерная графика, коллажно-цифровая фотография или фотография с использованием компьютерной обработки, звуковые и световые инсталляции, 3D-мэппинг, цифровая анимационная графика, цифровой плакат, объекты дополненной реальности, цифровая скульптура.

На выставке представлены проекты, которые демонстрируют различные линии развития цифрового искусства. Здесь можно увидеть примеры генеративного искусства, технологических инсталляций и алгоритмического коллективного творчества. Визуальный ряд работ распределен от обращения к образам «традиционного» классического искусства до проектов о связи реального и виртуального.

Среди участников выставки — как молодые художники, студенты и недавние выпускники Академии им. А. Л. Штиглица, Петербургской академии художеств, университета ИТМО, Института кино и телевидения, так и заслуженные художники, члены подсекции цифрового искусства и художественного объединения Art Group HAMR.

В выставочном центре также можно увидеть персональную выставку Полины Вадимовны Гусевой «Шепот ангелов» (6+). Она приурочена к 50‑летию автора. Профессиональный иконописец, художник-миниатюрист родом из Сочи, живет и работает в Петербурге. Гусева окончила Палехское художественное училище им. М. Горького и Высшую школу народных искусств. Более 20 лет она работала в государственной системе художественного образования, занимается творческой деятельностью и имеет учеников в области иконописания. На выставке представлены иконопись, палехская миниатюрная живопись и миниатюрный портрет. Гусева специализируется в области традиционного иконописания по природному камню, перламутру и доске, покрытой паволокой и левкасо-меловым грунтом, миниатюрному портрету на пластинах из папье-маше и перламутру. В своих работах использует яичную темперу, сусальное золото и серебро.

ГМЗ «Павловск»

В Колонном зале Павловского дворца открылась выставка «Павловский музыкальный вокзал: история, наследие, возрождение» (6+), где представлены предметы из собраний Павловска, Музея железных дорог России и Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации.

История Павловского музыкального вокзала предстает перед посетителями выставки в чертежах и гравюрах, старинных открытках и фотографиях, а еще в подлинных вещах из железнодорожного антуража.

Павловский вокзал причудливо связал железную дорогу с русской музыкальной культурой. Выставка рассказывает об истории самого вокзала, напоминая о выступавших здесь артистах: Ольга Смирнитская и Анна Павлова, Иоганн Штраус и Федор Шаляпин, Петр Чайковский и Сергей Прокофьев — лишь несколько героев этого повествования.

Некоторые экспонаты относятся к историческому собранию Павловска. В частности, архитектурные чертежи: первый проект Музыкального вокзала 1837 года с автографом Франца Герстнера, инициатора строительства первой железной дороги в России, и проекты расширения вокзала А. Штакеншнейдера и А. В. Петцольда. Многие предметы — программы концертов и афиши, гравюры и литографии, открытки, фотографии и книги — попали в музейное собрание позднее, в результате кропотливого поиска, начатого сотрудниками еще в 1950‑е годы. Серьезным пополнением музейного фонда в 2000‑х стали предметы из коллекций Игоря Егоровича Филимонова и Михаила Юрьевича Мещанинова. Отдельный блок составляют археологические находки, обнаруженные во время полевых исследований в 2023 году, а также чудом сохранившаяся фигурка лягушки — одна из восьми, некогда украшавших фонтан при Музыкальном вокзале.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии