Вернисаж: выставки в Петербурге с 29 мая

Вернисаж: выставки в Петербурге с  29 мая   | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Русский музей

Две новые выставки представляет музей посетителям в Корпусе Бенуа. Выставка натюрморта 1920 – 1930‑х годов (6+) знакомит зрителя с малоизвестными широкому кругу именами художественной сцены того времени, такими как В. Авлас, В. Гринберг, А. Гусятинский, У. Кочар и другими авторами.

Эпоха начинает определять выбор сюжетов, персонажей и влиять на предпочтения в жанрах, а потому в послереволюционный период натюрморт теряет былую популярность, не вполне соответствуя духу времени. Тем не менее художники различных направлений продолжают обращаться к этому жанру в своем творчестве. Предметный мир натюрморта отражает стремительно меняющееся время. Традиционные композиции уступили место более радикальной перспективе и асимметричным объемам. Некоторые художники обращались к кубизму и футуризму, разлагая предметы на геометрические фигуры и изображая их с разных точек зрения. Другие придерживались более натуралистичной манеры, но создавали оригинальные композиции, используя нестандартные ракурсы и контрасты.

29 мая музей покажет коллекцию отечественного изобразительного искусства, собранную Владимиром Ильичом Некрасовым (6+). За несколько десятилетий ему удалось приобрести множество замечательных произведений, представить многих авторов с монографической полнотой, других редкими, но неожиданными работами. На выставке будет представлена значительная часть из более чем шестисот произведений, подаренных Владимиром Некрасовым Русскому музею. Они дают представление об отечественном искусстве ХХ — начала XXI в. В составе дара Владимира Некрасова немало произведений признанных классиков советского искусства — А. Пластова, С. Герасимова, А. Грицая, В. Игошева, М. Кончаловского, М. Куприянова, Д. Налбандяна, Б. Неменского, Б. Щербакова, В. Цигаля. Одним из увлечений коллекционера были и остаются также поиски новых имен и незаслуженно забытых явлений в искусстве. Их авторы творили в стороне от магистральных течений, но были и остаются неотъемлемой частью единого художественного процесса.

Раздел коллекции, посвященный искусству XXI века, — живой срез художест­венной жизни 2000‑х — конца 2010‑х годов. Среди авторов как известные мастера, участники множества выставок, так и молодые, еще не занявшие определенного места в рейтингах и иерархиях.

Эрмитаж

1 июня в Манеже Малого Эрмитажа откроется выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России» (6+). Знаменитый литературный персонаж Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен был реальной исторической личностью. Многие страницы его биографии связаны с Россией.

Выставка соединяет исторические факты и эпизоды литературных приключений барона. Экспонаты позволяют взглянуть на жизнь российского императорского двора, Санкт-Петербурга его глазами. Многие эпизоды реальной истории подтверждают правдивость рассказов Мюнхгаузена, который, как известно, ненавидел ложь. А некоторые кажутся даже более фантастическими, чем знаменитые выдумки барона.

«Настоящий» Мюнхгаузен неотделим от литературного персонажа. Экспозиция дает возможность совершить путешествие, в котором посетитель погружается в исторический контекст пребывания реального Мюнхгаузена в Российской империи середины XVIII века, одновременно становясь свидетелем «фантастически правдивых» приключений литературного героя.

Структура экспозиции представлена как путешествие по главам книги, на страницах которой реальные исторические экспонаты и документы, связанные с пребыванием Мюнхгаузена в России, соединены с иллюстративным подходом к дизайну. Наряду с подлинными предметами в структуру выставки включены интерактивные сюжеты. Дизайн выставочных стендов отсылает к эстетике старинной книги или свитка с рукописями, а инсталляции размывают границу между реальностью и миром литературной фантазии.

На выставке будет представлено более 500 экспонатов; среди них автографы Мюнхгаузена, предметы, рассказывающие о его древнем роде, штандарт и амуниция полка, в котором он служил, охотничье оружие, картины и предметы прикладного искусства с изображением сцен охоты. Многие художественные произведения и документы будут показаны впервые.

Выставка объединит экспонаты из собраний Эрмитажа, Архива внешней политики Российской империи, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Российского государственного исторического архива, Российского государственного военно-исторического архива, Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки.

Музей истории Петербурга

В выставочном зале Иоанновского равелина Петропавловской крепос­ти проходит выставка «Архитектор Александр Никольский. К 140‑летию со дня рождения» (6+). В экспозиции представлены архитектурные чертежи, рисунки, фотографии, документы, макеты из собрания Музея истории Петербурга, а также из коллекций Российской национальной библио­теки, Музея Академии художеств, Петербургского архитектурно-строительного университета.

Выставка рассказывает об этапах творческого пути российского архитектора, художника, теоретика архитектуры, профессора Александра Никольского (1884–1953). Она представляет работы зодчего разных лет. Демонстрируются учебные и ранние самостоятельные работы 1900-х — начала 1920‑х годов: проекты церквей, железнодорожной станции, конюшни, хлебопекарни и других утилитарных зданий, в которых прослеживается увлечение формами русского деревянного зодчества.

Период с 1926-го по 1932 год — время наивысшего творческого взлета Никольского — представлен в экспозиции целым рядом экспериментальных, конкурсных и заказных работ архитектора и его мастерской. Отдельный раздел экспозиции посвящен работе Никольского над проектом Стадиона им. С. М. Кирова на Крестовском острове и прилегающего к нему парка.

Музей Достоевского

Здесь открылась выставка петербургского художника Валерия Мишина «Портретное сходство» (6+).

Валерий Мишин занимается станковой, книжной и печатной графикой, живописью, объектом, инсталляцией, экслибрисом. Он участник более 300 выставок в России и за рубежом, из которых около 50 персональных. Работы художника находятся в собраниях российских и зарубежных музеев и в частных коллекциях.

Мишин — один из ярких представителей эпохи «бури и натиска» петербургского андеграунда, участник многих знаменитых выставок 1960‑х. Его иллюстрации к произведениям Пушкина, Замятина, Цветаевой и других писателей стали классикой в области иллюстрирования. Мишин также автор литературных, поэтических текстов, собиратель и издатель литературного творчества писателей и поэтов — своих современников.

На выставке представлены живописные интерпретации, косвенно соотнесенные с романом Достоевского «Преступление и наказание», а также два портрета писателя, выполненных, по определению художника, «…со значительной степенью символизма и прочих условностей». Название выставки «Портретное сходство» перешло из одноименной книги, вышедшей в издательстве «Вита Нова», включающей 79 портретов петербургских и московских поэтов, в большинстве нарисованных с натуры. В экспозицию включено 32 рисунка. Это поэты, которые, по мнению художника, в чем‑то перекликаются с миром Достоевского. К тому же многие из них были участниками литературных вечеров, проходивших в Музее Достоевского, а некоторые даже работали в музее и были с ним тесно связаны.

Музей петербургского авангарда

В музее проходит выставка, посвященная 130‑летию со дня рождения одного из наиболее ярких зодчих Ленинграда Е. А. Левинсона (1894 – 1968) (6+).

Среди осуществленных проектов Левинсона в нашем городе — Дворец культуры имени Ленсовета, Дом мод над вестибюлем станции метро «Петроградская», павильон и интерьер станции метро «Автово», здания железнодорожных вокзалов в Пушкине и Павловске, архитектурная часть мемориала Пискаревского кладбища.

В ранний период в 1930‑х годах творчество Левинсона было связано со стилем конструктивизм. Лучшие образцы его работ этого периода — первый жилой дом Ленсовета и кооперативный дом совторгслужащих — расположены на Аптекарском острове, вблизи Музея петербургского авангарда.

Выставка приоткрывает дверь в закулисье творческой деятельности Левинсона. В экспозиции можно видеть его рабочие тетради с эскизами 1930‑х годов, а также автопортрет и графические портреты Левинсона из собрания Музея истории Петербурга.

ГМЗ «Царское Село»

Выставка, открывшаяся в павильоне «Арсенал» в Александровском парке, — продолжение совместной работы музея-заповедника с Эрмитажем. Это показ предметов оружия и экипировки, которые собирали русские императоры Николай I и Александр II и которые были представлены в стенах ­царскосельского павильона.

Выставка «Костюмный доспех» Печального рыцаря из коллекции Государственного Эрмитажа» (0+) демонстрирует редчайший предмет начала XVI века. Он происходит из царскосельской исторической коллекции, которая до 1880‑х годов хранилась в царскосельском арсенале.

В военной среде первых десятилетий XVI века огромную популярность приобрели красочные одежды с буфами, разрезами, из разных цветов и текстур, что нашло отражение и в доспехах того времени, в которых прослеживается имитация элементов мужского гражданского костюма. Именно их можно увидеть на предмете из эрмитажного собрания, поступившем из царскосельского арсенала. Это так называемый костюмный доспех.

Он был создан для набиравших популярность в начале XVI века пеших турниров. Изменения в военном деле и увеличение роли пехоты на полях сражений повлекли за собой популярность пеших боев среди аристократии. Одним из основных приемов, используемых в таких поединках, были колющие удары в открытые места, поэтому изготовители доспехов прилагали все усилия для того, чтобы сделать их максимально безопасными. На эрмитажном доспехе — закрытые пластинами локтевые сгибы и подмышечные впадины: места, обычно защищенные кольчугой. Кроме того, доспех обладает уникальной конструкцией плеч, не имеющей известных прямых аналогий. Некоторые детали позволяют предполагать, что доспех могли использовать и для конных турниров.

Скорее всего, эрмитажный предмет был изготовлен в первой четверти XVI века в Северной Германии, однако мастер и заказчик неизвестны. Из записей в каталоге Императорского Эрмитажа известно, что доспех был передан в коллекцию царскосельского арсенала из оружейного собрания Достопамятного зала (будущий Артиллерийский музей), уже покрашенный черной краской. Этот любопытный факт позволяет предположить, что он мог быть использован для образа Печального рыцаря в похоронных процессиях. Традиция включения Радостного и Печального рыцарей в латах в похороны императоров, а в позднее время — и прочих значимых лиц, имеет в России большую историю и начинается с Петра I. Пара доспехов, также находившихся в коллекции Достопамятного зала и участвовавших в траурных процессиях в XIX веке, сейчас представлена в экспозиции павильона «Арсенал».

Вероятно, доспех Печального рыцаря использовался в траурном поезде на похоронах императрицы Елизаветы Петровны, для чего и был покрашен в черный цвет, который расчистили в XIX веке.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии