Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 сентября
Большой зал Филармонии
В фойе Чайковского открылась выставка «Застывшая музыка» (6+), посвященная 185‑летию Дома Дворянского собрания. Это совместный проект Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича, Музея театрального и музыкального искусства, Эрмитажа, Музея истории Петербурга, Театральной библиотеки, Архива кинофотофонодокументов и Центрального государственного исторического архива Петербурга.
185 лет Дом петербургского Дворянского собрания, ныне Большой зал Филармонии, был участником многих знаковых событий культурной, музыкальной и общественно-политической жизни страны. Выставка рассказывает об истории строительства дома на Михайловской улице, раскрывает секреты реконструкций и реставрации здания. Акварели, гравюры, картины, афиши, фотографии и документы представляют посетителям череду разнообразных мероприятий, оставивших след в истории: балов, маскарадов, благотворительных базаров, торжественных актов, конгрессов, заседаний и, конечно, концертов, которые на протяжении 185 лет принимал Большой зал.
Впервые для посетителей представлены мебель и предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Филармонии, которые украшали Императорские комнаты Дворянского собрания, включая роскошный подарок императора Александра III — «золотой рояль». Также на выставке присутствует свидетель совместного заседания Государственного совета и II Государственной думы, которое состоялось в 1907 году в зале Дворянского собрания, — пуфик из Императорской ложи.
Многие великие композиторы, исполнители и дирижеры выходили на эстраду этого зала. Программки, билеты, афиши этих мероприятий, а также уникальные нотные партитуры представлены в выставочном пространстве.
Филармония впервые демонстрирует раритеты из частных собраний: личные вещи лектора Ленинградской академической филармонии и ее художественного руководителя в 1941 – 1944 гг. И. И. Соллертинского, главного дирижера Заслуженного коллектива республики симфонического оркестра Ленинградской государственной академической филармонии Е. А. Мравинского, художественного руководителя и главного дирижера Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Ю. Х. Темирканова.
Музей музыки
В Шереметевском дворце открылась выставка традиционных китайских инструментов «Гармония пяти» (6+), организованная Музеем театрального и музыкального искусства совместно с Музеем провинции Хубэй (Китай). Международный выставочный проект приурочен к 75‑летию со дня установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и Годам перекрестных культурных обменов двух стран.
Выставка приглашает окунуться в мир древней китайской цивилизации, философии и культуры, высшей ценностью которых считалась гармония всех начал, созвучие духовного и материального миров. Посетители видят старинные и современные китайские музыкальные инструменты. Особый интерес представляют инструменты из коллекции Музея провинции Хубэй, например, юн — бронзовый колокол, способный звучать при ударе на два тона, и юйцин— нефритовая пластина, издающая при ударе определенный звук. Также на выставке представлен шедевр из коллекции Музея театрального и музыкального искусства — декоративное тканое шелковое панно XVII века с изображением традиционного китайского сюжета «Сто мальчиков». Панно поступило в музей из частного собрания в 1997 году и, возможно, входило в число даров китайского императора Петру I. В оформлении выставки использованы фрагменты медитативных картин Го Си — китайского художника XI века.
Петербургский союз художников
В Голубом зале открыта выставка петербургского художника Сергея Киселева «Поэтика абстрактного неофольклоризма» (6+). Она включает в себя живописные произведения разных лет, посвященных одному из направлений фольклора — орнаментальному искусству как базовому элементу народного рукодельного творчества.
Произведения автора — абстрактная живописная композиция поверх рельефного коллажа из фрагментов орнамента. Сергей Киселев переосмысливает фольклорные элементы, интерпретирует их в контексте собственного восприятия современного мира и истории.
Выставка проходит в преддверии экспедиции художника по историческим уголкам России с целью изучения особенностей этнокультурных традиций и фольклора.
В залах Квадрат и Трапеция проходит персональная выставка Татьяны Анисимовой (6+). Художник разносторонний, «мастер на все руки», эту выставку она посвящает своей главной любви — акварели. Анисимова — экспериментатор и в технике, и в выборе объектов изображения. Сразу выделяются в общем ряду и запоминаются ее работы, представляющие поэзию непарадного Петербурга, сюрреалистический мир его коммуналок и дворов.
Эрмитаж
3 октября в Пикетном зале откроется выставка «Мастера нэцкэ. Миниатюрная скульптура Японии XVIII – XX вв. из частных коллекций и собрания Эрмитажа» (6+).
«Лошадь». Слоновая кость, рог; резьба, тонировка, инкрустация. Киото. XVIII в./ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Нэцкэ — миниатюрная скульптура со сквозным отверстием, через которое пропускали шелковый шнур и привязывали к нему необходимые в повседневной жизни небольшие предметы: коробочку для лекарств или личной печати, кошелек, кисет для табака. Комплект закрепляли на тканевом поясе оби, используя нэцкэ как стопор-противовес.
На выставке будут экспонироваться нэцкэ XVIII – XX веков, представляющие работы ведущих мастеров крупных региональных центров резьбы. На примере произведений Сюмэмару, Томотада, Масанао, Мицухару и других резчиков предполагается показать историю развития искусства миниатюрной резьбы от зарождения до поздних интерпретаций традиционных форм.
Для экспозиции подобрано 32 нэцкэ из собрания Эрмитажа и 153 экспоната из шести частных коллекций Москвы и Петербурга. Выставка организована при поддержке отделения стран СНГ Международного общества нэцкэ.
Музейное агентство Ленинградской области
На площадке Музейного агентства в выставочном зале «Смольный» (ул. Смольного, 3) открылась выставка — «Чудо Преображения» (6+). Она посвящена не имеющей аналогов реставрации большого и сложного традиционного сооружения из дерева — церкви Преображения Господня на острове Кижи.
На выставке более 50 экспонатов, которые имеют отношение к реставрации удивительного 22‑главого деревянного храма: клиновидные потолочные иконы «неба», плотницкие и столярные инструменты, инструменты резчика иконостасной рамы, предметы из интерьера церкви и облачения священнослужителей.
Церковь Преображения Господня играет доминирующую роль в ансамбле Кижского погоста. Необычные архитектурные формы храма практически с момента его строительства привлекли к себе внимание путешественников и исследователей. Но деревянные конструкции не могут стоять вечно. Уже в XVIII веке 37‑метровая церковь начала отклоняться по вертикали из‑за отсутствия фундамента. В середине XX века деформации бревенчатого сруба стали угрожающими. В 1980 году в связи с аварийным состоянием Преображенскую церковь закрыли для доступа посетителей, был разобран иконостас, сняты потолки и полы.
40 лет лучшие архитекторы и реставраторы пытались найти путь спасения Преображенской церкви, велись споры о методах и способах сохранения храма — рассматривались варианты от полной переборки сруба до создания копии-новодела. Столь долгий процесс принятия решения имел объективные причины — в мире не было прецедента реставрации столь масштабного, сложного по конструктивному решению сооружения, выполненного из дерева.
В 2021 году, после долгого перерыва, храм вновь открыл свои двери.
Реставрационные работы позволили обеспечить надежность основания и устранить опасные деформации, угрожающие устойчивости здания. В интерьер церкви вернулся золоченый резной иконостас, воссоздан подлинный интерьер. Уникальные технологии и слаженная работа профессионалов буквально возродили шедевр мировой архитектуры, настоящее деревянное чудо острова Кижи. Узнать, какой способ реставрации был выбран и какие старинные секреты плотников открылись современным преемникам, можно на выставке музея-заповедника «Кижи» в выставочном зале «Смольный».
Галерея «Петербург»
Галерея «Петербург» в сотрудничестве с московским коллекционером Юрием Носовым представляет выставку «На берегах Невы. Возвращение. Живопись и графика ленинградских художников 1920 – 1930‑х гг.» (6+). Вниманию публики предлагаются произведения мастеров ленинградской школы, ставшей ярким явлением в отечественной культуре первой половины XX века.
Коллекция Носова раскрывает значительный пласт в русском искусстве, отражающий уникальность ленинградской культуры первых постреволюционных десятилетий. Редкое по значимости собрание состоит из более чем ста работ разных авторов, среди которых произведения А. Ведерникова, В. Гринберга, А. Карева, В. Лебедева, В. Пакулина, А. Пахомова, А. Русакова, Н. Тырсы и других ленинградских мастеров.
Коллекция, впервые представленная в 2001 году на выставке «На берегах Невы» в ГМИИ имени А. С. Пушкина, спустя двадцать три года демонстрируется в городе, не единожды запечатленном художниками. Экспозиция отражает срез русского искусства, представленный живописными и графическими работами участников художественного объединения «Круг художников», «Четыре искусства», выпускников ВХУТЕИНа, учеников живописной школы А. Карева, О. Браза, А. Савинова, К. Петрова-Водкина, а также художников более старшего поколения.
Комментарии