Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 ноября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 ноября  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Русский музей

1 декабря музей откроет выставку произведений Василия Сурикова (1848 – 1916), приуроченную к 175‑летию со дня рождения живописца (6+).

Она объединит больше 120 живописных и графических произведений художника из собраний музеев Петербурга, Москвы и Красноярска В их числе знаменитые исторические картины «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове», выдающиеся по художественному уровню портреты, картины на религиозные сюжеты, акварели, образцы книжной иллюстрации.

На выставке зрителей ждет встреча не только со знаменитыми персонажами прошлого — Александром Меншиковым, Александром Суворовым, Степаном Разиным, но и современниками Сурикова, которые нередко выступали прототипами героев полотен. Этюды к историческим картинам, как и выразительные портреты близких художнику людей, представляют собой галерею, раскрывающую разные аспекты русского национального характера.

Отдельный раздел выставки посвящен работам, исполненным на сюжеты из Библии и истории церкви. Особого внимания заслуживают большие полотна художника «Милосердный самаритянин» и «Благовещение», привезенные из Красноярска — с родины художника, а также картина «Исцеление слепорожденного» из коллекции церковно-археологического кабинета Московской духовной академии.

Музей истории религии

Выставка «Бернар Пикар — неизвестный мастер известных гравюр» (6+) ­приурочена к 350‑летию со дня рождения выдающегося французского художника и гравера. Она представляет более 60 подлинных графических работ из собрания музея.

Многие гравюры прошли сложную реставрацию и экспонируются впервые. Особое внимание уделено изданию «Религиозные обряды и обычаи всех народов мира», которому Пикар посвятил десять лет жизни. Эта своего рода первая в истории науки «энциклопедия» религий оказала значительное влияние на развитие европейской науки о религии в целом.

Большую популярность у европейского зрителя завоевали работы Пикара на античные мифологические сюжеты, выполненные для труда «Храм муз». В этом издании античные мифы предстают как причудливая смесь реальных событий и наслоившихся позднее смыслов. Все иллюстрации заключены в оригинальные рамки, отсылающие к античным гротескам, в которых фантастические существа и символы образуют причудливое переплетение с растительным орнаментом.

РОСФОТО

На выставке «Дачная жизнь» (6+) представлены фотографии конца XIX — начала XX века из собраний РОСФОТО, музея-заповедника «Петергоф», Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Музейного агентства Ленинградской области и частных коллекций.

Выставка знакомит с укладом дачной жизни Российской империи: уютными семейными застольями, развлечениями, игрой в теннис и крокет, купанием, танцами, прогулками пешком и на велосипеде, сбором грибов и ягод, самодеятельными постановками, народными гуляньями и, конечно же, фотографированием. На любительских и семейных снимках запечатлены многие выдающиеся люди эпохи, проводившие лето на дачах вблизи Петербурга. На выставке можно будет увидеть, например, семейный альбом Набоковых-Рукавишниковых из усадьбы «Рождествено» и многие другие интереснейшие сюжеты.

Свое происхождение слово «дача» берет еще из петровских времен, когда так называлась дарованная земля. Дачный бум — явление второй половины XIX века, когда происходит бурное строительство железных дорог, особенно вокруг Петербурга. В это время название «дача» плотно закрепляется за загородным летним домом, в котором несколько месяцев живет семья. В первую очередь дачный мир формировался вокруг императорских резиденций, таких как Петергоф и Царское Село. Но и другие направления имели свои центры притяжения — курорты, живописную местность, водоемы.

Выборгский замок

Здесь начала работать выставка «Нам открывается страна с вокзального порога» (6+). Она рассказывает об истории одной из старейших железнодорожных магистралей Российской империи, связавшей Санкт-Петербург с Выборгом и Гельсингфорсом (Хельсинки).

На экспозиции представлены макеты вокзалов, модели подвижного состава, предметы быта и железнодорожная атрибутика разных эпох, книги, а также фотографии и документы. За прошедшие столетия многие станции, вокзалы и дороги сменили названия и изменили облик. Посетители совершат путешествие во времени из XIX в XXI век: услышат об истории строительства путей, о влиянии новой магистрали на экономическое и культурное развитие региона. Акцент сделан на архитектурных шедеврах города-музея Выборга, его каменных вокзалах.

Также выставка рассказывает и о трагической истории Великой Отечест­венной войны и послевоенном восстановлении, а затем развитии железнодорожной дистанции Ленинград — Лужайка. Историю зданий, сооружений и подвижного состава оживляют личные истории людей — как пассажиров, так и работников железной дороги.

Выставка приурочена к 110‑летию со дня открытия железнодорожного вокзала Выборга архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезеллиуса и 70‑летию современного вокзала, построенного по проекту ленинградских архитекторов Александра Васильева, Давида Гольдгора и Сергея Сперанского.

Музей петербургского авангарда

С 30 ноября на этой площадке будет проходить выставка «Футуристическая елка» (6+).

В декабре 1913 года состоялось революционное событие в истории русского авангарда — премьера первой футуристической оперы «Победа над Солнцем». Произведение возникло в результате сотрудничества ведущих русских авангардистов: А. Крученых написал либретто, М. Матюшин сочинил музыку, К. Малевич создал декорации и костюмы, а В. Хлебников дополнил текст оперы прологом.

Актеры были набраны из числа студентов-любителей. Они специально пели невпопад, оскорбляя привычный оперный вкус. Музыка, основанная на диссонантных звучаниях, исполнялась на расстроенном рояле. Захват в плен Солнца и победа над ним знаменовали победу футуристов над старым миром. Постановка сопровождалась оглушительным скандалом.

Среди экспонатов выставки — копии эскизов костюмов и декораций к опере «Победа над Солнцем», опубликованные в 1973 году в технике шелкографии галереей Гмуржинской (Кельн), из коллекции Музея истории Петербурга.

По замыслу авторов, основная тема пьесы заключается в защите техники, в частности — авиации. Появление в финале спектакля фигуры авиатора символично. Пленение Солнца освободило человека от «тяжести всемирного тяготения», и поэтому футурист воспринимает мир одновременно и снизу, и с высоты аэроплана. Эта идея нашла воплощение в современной работе художника А. Тараканова «Ёлка-авиатор», которая является главным экспонатом выставки.

Прямое отношение к авиации имел поэт-футурист В. Каменский. В 1911 году он учился летному делу у французского авиатора Луи Блерио. На протяжении 1911 – 1912 годов Каменский совершал показательные полеты и читал лекции по авиации в России и Польше. Каменский участвовал в организации «Ёлки футуристов» в Политехническом музее, которая состоялась 30 декабря 1917 года. На выставке демонстрируется копия газеты «Вперед!» с программой мероприятия из коллекции Российской национальной библиотеки.

В экспозиции также представлены елочные игрушки и издания футуристов из собрания Музея истории Петербурга.

Музей-квартира А. А. Блока

С 28 ноября здесь откроется выставка «Кублицкие, Бекетовы, Блоки» (12+). Она посвящена семейному окружению А. А. Блока, в первую очередь семье Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух, матери поэта, и ее родной сестры — Софьи Андреевны Кублицкой-Пиоттух.

Будут представлены предметы из собрания Музея истории Петербурга. Центром экспозиции станут документы из коллекции Н. П. Ильина — рукописи, фотографии, а также преимущественно не опубликованные корреспонденции, среди которых особый интерес представляют письма А. Куб­лицкой-Пиоттух, адресованные сестре, ее мужу и их детям, двоюродным братьям Блока, первым друзьям его детства. Отдельную группу экспонатов составят личные вещи Кублицких: посуда, книги из семейной библиотеки, а также уникальный предмет — рубашка Блока, подаренная М. Бекетовой А. Кублицкому-Пиоттух после смерти поэта.

На выставке будут задействованы воспроизведения документов и фотографий из рукописного отдела Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, Мемориального музея-заповедника Д. И. Менделеева и А. А. Блока, архива петербургского Государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии