Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 декабря

Вернисаж: выставки в Петербурге с 28 декабря | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей городской скульптуры

В филиале музея «Мастерская Аникушина» открыта выставка «Аникушин / Пушкин. Один на один» (6+).

Михаил Аникушин — один из главных скульпторов Ленинграда, а самая известная его работа — памятник Пушкину на площади Искусств. Сегодня кажется, что памятник стоял там всегда, однако у него длинная и непростая история. Как вчерашний студент Аникушин решился сразиться в конкурсе с академиками — и выиграл? Зачем он переделывал с нуля работу, уже одобренную всеми комиссиями? Над чем он работал восемь лет и где ему удалось в последний момент найти вдохновение? Этой истории, полной неожиданных поворотов, трагичных переживаний, и все же имеющей счастливый конец, и посвящена выставка.

Первый конкурс на создание памятника прошел еще в 1937 году, однако Пушкин перед Русским музеем появился лишь спустя 20 лет. За это время были созданы десятки моделей и проектов, авторами которых стали самые авторитетные скульпторы. Посетители музея смогут увидеть некоторые из этих проектов. Модели, созданные самим Аникушиным, помогут проследить, как менялось восприятие поэта скульптором на протяжении тех лет, что он работал над памятником.

Пушкин на площади Искусств стал первой крупной работой Аникушина и его звездным часом: за него скульп­тор получает высшую награду — Ленинскую премию, а его карьера после открытия быстро идет в гору. Пушкин как будто дает своему автору путевку в жизнь. Спустя 12 лет Аникушин получает в свое пользование специально построенную мастерскую (мечта любого художника) — ту самую, в которой сегодня располагается музей. Однако такой успех был бы невозможен без искреннего чувства, которое скульптор питает к своему герою. «А Пушкин и был моей первой любовью», — признавался Михаил Константинович.

К образу поэта Аникушин обращался еще много раз. На выставке можно видеть графические произведения, а в самом музее — скульп­турные изображения поэта, созданные в разные годы.

Музей истории города

В Инженерном доме Петропавловской крепости проходит выставка «Петербург. Лето 1703 года» (6+). Она подготовлена Музеем археологии Петербурга в содружестве с Российским этнографическим музеем. Это второй крупный проект, созданный Музеем археологии в Петропавловской крепости. В прошлом году была показана выставка «Археология Петербурга. Начало».

До недавнего времени основным источником сведений о дерево-земляной крепости были свидетельства очевидцев, инженерные планы и гравюры. Археологические исследования последнего десятилетия в Меншиковом бастионе Петропавловской крепости позволили воочию увидеть сохранившиеся под более поздними строительными засыпками фрагменты дерево-земляного вала крепости Санкт-Питербурх, а специалистам — изучить технологию строительства и получить новые данные о конструкции и параметрах первых оборонительных сооружений петровского времени.

Выставка на археологическом материале рассказывает о жизни Приневья в самом начале XVIII века: о жителях этих земель, о русских и шведских крепостях, сооруженных на территории Ингерманландии, о сражениях Северной войны и строительстве крепости Санкт-Питербурх, положившей начало новой столице Российской империи и окончательно закрепившей за Россией приневские территории и выход к Балтике. В экспозиции представлены археологические находки, предметы этнографической коллекции, образцы военного снаряжения, строительные инструменты, а также русские и шведские карты и планы Ингерманландии XVIII века, копии рукописных летописных сводов и книг XVI – XVIII веков, живописные и графические произведения.

В Невской куртине можно видеть и выставку «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих» (6+). В собрании Музея истории Петербурга хранится большая коллекция архитектурной графики советского периода, среди которой немало нереализованных проектов. Представленные на выставке работы позволяют дополнить творческую биографию ведущих ленинградских зодчих и дают возможность ознакомиться с различными этапами, пройденными советской архитектурой. Демонстрируется около 70 работ из собрания музея — архитектурная графика, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати.

Штаб-квартира Российского географического общества

На этой площадке (пер. Гривцова, 10) проходит выставка «По России в свите наследника» (6+) — результат совместной работы Русского географического общества, музея-заповедника «Павловск», Центрального военно-морского музея.

Создание выставки приурочено к 200‑летию со дня рождения русского художника, путешественника, профессора Императорской академии художеств Алексея Петровича Боголюбова. Он сопровождал цесаревича Николая Александровича (1843 – 1865) — старшего сына императора Александра II, в большом путешествии по России на кораблях речного флота в 1863 году. Подобные путешествия были обязательным пунктом образовательной программы будущего государя. Путешествие знакомило цесаревича с Россией, а народ — с будущим правителем.

Боголюбов сделал множество зарисовок, собрал их в альбом «Путешествие по России его высочества наследника цесаревича в 1863 году» и подарил цесаревичу Николаю. Рисунки — бесценный документ русской жизни XIX века — предоставлены на данную выставку ГМЗ «Павловск».

Атмосферу августейшего путешествия дополняют уникальные экспонаты, предоставленные Центральным военно-морским музеем. Это подлинные снасти и снаряжение, которые использовались на речном флоте ХIX века в России.

Русский музей

Выставка «Поп-механика Сергея Курехина» (6+) в Мраморном дворце посвящена 70‑летию со дня рождения Сергея Курехина (1954 – 1996) — музыканта, композитора, сценариста и актера, знаковой фигуры петербургской (ленинградской) культуры. Он был создателем коллектива «Поп-механика», ставшего одним из культурных явлений второй половины ХХ века.

«Поп-механика» была явлением синтетическим, сплавлявшим воедино музыку, слово, перформанс. Каждое выступление являлось неповторимым коллажем, создаваемым Курехиным, который повторял, что это не группа, а способ мышления.

Посетители выставки могут ощутить атмосферу концертов «Поп-механики», посмотреть телевизионные интервью композитора, оказаться рядом с ним на съемочной площадке, увидеть личные вещи Сергея Курехина, его музыкальные инструменты и работы художников, которые участвовали в концертах, — свидетельства того времени.

Экспозиция предлагает проникнуть внутрь «механизма» «Поп-механики», движущей силой которого была сама жизнь Капитана и его соратников.

* * *

В Михайловском (Инженерном) замке работает экспозиция, посвященная 300‑летию Академии наук (6+). На камерной выставке представлены четыре иллюстрированных академических издания середины XVIII века из собрания Русского музея.

28 января 1724 года Петр I подписал указ о создании Академии наук — принципиально нового в отечественной истории учреждения, которое должно было обеспечить интеграцию России в европейский научный процесс. Вскоре после основания в составе академии была учреждена типография, выпускавшая книги по гуманитарным дисциплинам и естествознанию, а также исполнявшая важнейшие заказы для императорского двора. Иллюстрации для этих изданий создавали здесь же, в стенах академии, в так называемой Гравировальной палате, где во второй четверти — середине XVIII века работали крупнейшие отечественные граверы и иностранные мастера, состоявшие на русской службе.

Экспозиция в Михайловском (Инженерном) замке представляет вниманию зрителей академические издания из собрания Русского музея. Например, первый в истории русского книгопечатания иллюстрированный коронационный альбом с гравюрами О. Эллигера III и мастеров Академии наук, выпущенный в память коронации Анны Иоанновны в 1730 году.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии