Вернисаж: выставки в Петербурге с 27 мая
ФОТО Википедии / A.Savin / CC BY-SA 3.0
Русский музей
Во дворе Строгановского дворца открылась выставка «История Русского музея в архивных фотографиях. К 125‑летию Русского музея» (6+). Она знакомит с архивными фотоматериалами из фондов музея, в которых отразились наиболее важные моменты истории крупнейшего в мире собрания отечественного искусства.
Демонстрируются материалы, посвященные подготовке и открытию первой экспозиции Русского музея, реорганизации музейного собрания после Октябрьской революции, включая время активных экспериментов в сфере музейного дела и формирование облика экспозиции, сохранившейся до наших дней.
Особый раздел составили фотографии, связанные с работой музея в годы Великой Отечественной войны и блокады, а также с восстановлением исторических интерьеров Михайловского дворца и возвращением шедевров русской живописи и скульптуры в музейные залы. Завершают экспозицию материалы, освещающие работу музея в наши дни. Это процесс восстановления интерьеров Михайловского замка, Мраморного и Строгановского дворцов, переданных Русскому музею на рубеже 1980 – 1990‑х годов, открытие для посетителей Летнего сада и Летнего дворца Петра I после реконструкции, а также осуществление новых крупных выставочных и реставрационных проектов.
Кроме того, в рамках выставки представлен художественный объект «Фонтан» петербургского скульптора Дмитрия Каминкера. Он состоит из постамента и бронзовой скульптурной группы «Ленинградское время», которая была выполнена художником в 1970‑е годы.
Музей Академии художеств
В Голубом зале развернута выставка «Неизданное» (6+), представляющая дипломные работы художников-графиков, выпускников Академии художеств имени Ильи Репина из собрания музея Академии.
Представленные работы охватывают два последних десятилетия.
Выпускники мастерской книжной графики смело обращаются к мировому литературному наследию. На выставке можно видеть иллюстрации к произведениям «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Щелкунчик и Мышиный король» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Солярис» Станислава Лема и других.
Художники умело компонуют многофигурные сцены. Они обыгрывают сюжетную канву, добавляя в свои работы подобно старым мастерам множество мелких бытовых подробностей, которые расцвечивают действия и костюмы персонажей.
Галерея «Петербург»
Здесь до 15 сентября работает выставка «Иван Шультце. Очарованный светом» (0+), представляющая 40 пейзажей русского художника, ученика Архипа Куинджи и Константина Крыжицкого. Работы находятся в частных собраниях и прежде были неизвестны широкой публике.
Шультце (1874 – 1939) родился в Петербурге, получил техническое образование и только в 30 лет решил профессионально заняться искусством, показал свои работы Крыжицкому, который пригласил инженера заниматься в свой класс в Академии художеств. Вслед за учителем Шультце стал мастером «люминизма», направления в пейзажной живописи, которое уделяет особое внимание световым эффектам.
В 1907 году художник принял участие в русской научной экспедиции в Арктику, откуда привез многочисленные пейзажи. В 1911 году Шультце представил их на выставке в Академии художеств. Она оказалось единственной персоналией художника в Петербурге, хотя еще несколько лет Шультце участвовал в проектах Общества помощи нуждающимся художникам, которым руководила великая княгиня Ольга Александровна, соученица Шультце. После революции художник покинул Россию, в 1920‑е годы в разных городах мира состоялись его выставки, картины продавались, но уже в 1930‑е годы о нем вспоминали только в эмигрантских кругах. На выставке на Невском пр., 54, представлены пейзажи разных лет — северные и южные, лесные и морские и, конечно, фирменные закаты.
Дом актера им. К. С. Станиславского
1 июня здесь откроется выставка «Эпоха Деммени. Продолжение» (6+).
В этом театральном сезоне Театр марионеток отмечает 125‑летие со дня рождения Евгения Сергеевича Деммени — одного из основоположников отечественного театра кукол, артиста, режиссера, педагога.
На выставке в Синей и Карельской гостиных Дома актера до 30 июня будут представлены куклы из спектаклей разных лет, фотографии, эскизы, плакаты. О творческом пути Деммени на открытии выставки расскажет его ученица народная артистка России Фаина Ивановна Костина.
Галерея кукол Варвары Скрипкиной
31 мая в галерее на Большой Морской, 53, откроется выставка работ художника-скульптора Романа Шустрова «Я — кукольник» и состоится презентация переиздания одноименной книги (6+).
Роман Шустров — автор известного ангела-старичка, который в октябре 2012 года присел на скамейку Измайловского сада у Молодежного театра на Фонтанке. Работы Романа из папье-маше — живые и характерные — настоящие кукольные скульптуры. На выставке будут представлены графика, картины, выполненные в авторской технике, маски.
Новогодняя елка, которая в Галерее кукол стоит круглый год, будет украшена игрушками Марии Касьяненко — художницы, жены и музы Романа, отлично владевшей техникой папье-маше, валяния из шерсти, вязания. В течение работы выставки можно будет опустить записочку в медный чайник волшебных желаний. Название выставки «Я — кукольник» родилось из одноименного названия книги Романа, которая будет презентована на этой выставке, которая продлится до 1 июля.
Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков
Здесь открылись выставки художественной династии семьи Татарниковых — Георгия (1914 – 1971), Олега (1937 – 2022) и Петра (род. 1953) (6+).
Георгий Татарников, родоначальник художественной династии, предстает перед зрителем в произведениях живописи 1930 – 1960‑х годов. Большую часть экспозиции занимает пейзажный жанр, к которому мастер испытывал особый творческий интерес. Не случайно выставка носит название «На своем берегу». Георгий Татарников писал волжские водные просторы, которые хорошо знал и помнил с детства, различные виды моря, изображения родного Петербурга в годы блокады и после ее прорыва.
Петр Татарников представлен графическим проектом «Иносказание», который был создан в 2021 году по заказу издательства «Вита Нова» как своеобразная творческая интерпретация Священного Писания — книги «Второзаконие». Работы Петра Татарникова выполнены в смешанной технике (акварель, пастель, гуашь).
Выставка Олега Татарникова «По волнам памяти» — первая масштабная ретроспектива живописца. Художественное наследие Олега Татарникова велико и разнообразно: мастер работал во всех жанрах живописи — пейзаже, портрете, бытовом, батальном, не выделяя какой‑либо как главенствующий. Наиболее вдохновенно Олег Татарников проявил себя в жанре пейзажа.
В экспозиции представлено более 200 произведений живописи и графики из собрания семьи художников, Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ – ХХI веков и частной коллекции Георгия Ботки.
Комментарии