Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 сентября 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 сентября 2022 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

KGallery

Галерея открыла выставку рисунков Владимира Стерлигова «Упрямый слоненок» (0+). Это ранее не публиковавшиеся и не выставлявшиеся иллюстрации к африканской сказке из собрания галереи. Перед зрителями предстали эскизы и варианты иллюстраций, выполненные в технике акварели, а также сохранившийся макет книги, сделанный самим художником.

Владимир Стерлигов — живописец, график, теоретик искусства, педагог — с середины 1920‑х годов был активно вовлечен в экспериментальную художественную среду авангарда. В ГИНХУКе он учился у Казимира Малевича и впоследствии развил собственную «чашно-купольную систему» живописи и получил много последователей. В 1930‑х годах Стерлигов общался и сотрудничал с Даниилом Хармсом и Александром Введенским. Художник делал иллюстрации для популярных детско-юношеских журналов «Чиж» и «Ёж», параллельно оформляя собственные книги «Огород», «На самолете в Америку». В 1950 – 1970‑е годы Стерлигов работал в журнале «Мурзилка» и примерно в это же время занимался оформлением сказок народов мира, в частности, африканской сказки «Упрямый слоненок». Эскизы иллюстраций — акварельные рисунки, а также макет книги впервые будут показаны в KGallery. Кроме того, будут представлены варианты иллюстраций Стерлигова к нереализованным изданиям «Муха-Цокотуха» и индийской сказке «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром».

Музей истории религии

Выставочный проект «Магическая сила маски. Превращение, изображение, символ» (12+) посвящен маскам и их функциям в культуре разных народов. Есть маски, отвечающие той или иной утилитарной потребности. Но есть и другие, превращающие носящего их человека в иное существо, изображающие иное существо, символизирующие иное существо.

В экспозицию вошло более 130 экспонатов: ритуальные маски чукчей для праздника Куреткуна, боевые шлемы тлинкитских воинов, маски мистерии Цам и маски-наголовники народов Африки, театральные маски и декоративные маскароны. Среди самых необычных экспонатов — чукотская маска из шкуры с головы волка, церемониальный наголовник тлинкитского вождя, маски, изображающие персонажей буддийского пантеона — Яму, Лхамо, Куберу, Джамсарана…

Наряду с ритуальными масками на выставке экспонируются скульптурные изображения, которые внешне выглядят как маски-личины, но функционально ими не являются. Таковы, например, маскароны — детали архитектурных сооружений, служившие первоначально также в качестве предметов для защиты от злых сил, но с течением времени утратившие это значение и служившие декоративным целям.

Музей истории города

С 30 сентября в крепости Орешек будет работать выставка «Зело жесток тот орех…» (12+). Она расскажет о многодневной осаде и штурме шведской крепости Нотебург русскими войсками осенью 1702 года в ходе Северной войны. Составить представление о тактических методах и действиях русской армии помогут гравюры, карты, планы и схемы из собрания Музея истории города, Национального архива Швеции и Российского государственного архива Военно-морского флота.

Центральное место на выставке займет латунная доска с именами павших при штурме воинов. Она была выполнена к 200‑летию штурма Нотебурга народовольцем, узником Новой тюрьмы П. Антоновым и установлена в крепостной церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Большой раздел выставки будет посвящен юбилейным торжествам по случаю 200‑летнего юбилея штурма, когда Шлиссельбург посетил великий князь Владимир Александрович.

Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Здесь открылась выставка «Далекие — близкие» (0+), посвященная дружбе Корнея Чуковского и Ильи Репина. Это совместный проект литературного музея «ХХ век» и научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, реализованный в рамках фестиваля знаменитых писателей «Текст в контексте». В этом году он посвящен 140‑летию со дня рождения К. И. Чуковского.

В начале прошлого века вокруг Репина и Чуковского, живущих в дачном поселке Куоккала (Репино), кипела литературно-художественная жизнь: здесь проходили литературные и музыкальные вечера, встречались писатели и поэты, актеры, театральные режиссеры и ученые. В основу выставки легли воспоминания Корнея Чуковского и его знаменитых современников о Куоккале. В экспозицию вошли материалы из собрания научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (музей-усадьба И. Е. Репина, Музей-квартира И. И. Бродского), литературного музея «ХХ век», Литературного музея ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом).

Союз художников

27 сентября в залах на Большой Морской откроется коллективная выставка акварелистов Петербурга и Петрозаводска «Акварельные Кижи». (0+).

Облик Кижей воссоздан во множестве произведений, созданных поэтами, философами, писателями и живописцами. Однако современная акварель, отражая чудо этих мест, рождает новые оттенки мысли и чувства, говорит своим языком. В акварелях художников, которые будут представлены на выставке, малые деревни Ямки и Васильево, деревенский причал, дождливый день, силуэты церквей — во всем слышен голос карельской природы, дающей человеку душевное спокойствие.

Музейный комплекс в Разливе

Выставка «Деревянная архитектура. Наследие Сестрорецка» (0+) посвящена уникальной деревянной архитектуре, которая еще полстолетия назад составляла основную часть города.

Деревянные дома Сестрорецка, дошедшие до наших дней, появились на рубеже XIX – XX вв., в эпоху бурной дачной застройки на Северном побережье Финского залива. Более состоятельные арендаторы новых дачных участков могли себе позволить настоящие шедевры деревянной архитектуры, привлекая именитых зодчих из Петербурга. Тогда стиль модерн являлся главным ориентиром почти для всех архитекторов. И сегодня, рассматривая дома, представленные на фотографиях выставки «Деревянная архитектура. Наследие Сестрорецка», можно обнаружить сразу несколько направлений этого модного более столетия назад стиля, его становление и развитие.

К сожалению, исторические события первой половины ХХ века способствовали практически полному уничтожению деревянной застройки Сестрорецка. С другой стороны, на экспонируемых фотографиях можно увидеть примеры сохранения деревянной архитектуры либо ее воссоздания. Многих домов, сведения о которых сохранились, уже не существует на карте Сестрорецка, как и их изображений, фотографий. Однако некоторые из них благодаря крае­ведам и исследователям истории и культуры Курортного района, работникам музея и библиотек удалось зафиксировать на фотопленку или цифру. На выставке представлено несколько изображений домов, не доживших до наших дней, другие изменились или воссозданы заново. Помимо современных фотографий в витринах выставки дореволюционные открытки, где запечатлены деревянные дома в их первоначальном виде. Работы художницы Екатерины Суховой на тему деревянной архитектуры Сестрорецка дополняют выставку.

#выставка #музей #культурные события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 25 сентября 2022».


Комментарии