Вернисаж: выставки в Петербурге с 24 ноября
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей истории города
В Инженерном доме Петропавловской крепости с 29 ноября начнет работать выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» (6+).
На протяжении ХХ века в Ленинграде — Петербурге снимали художественные фильмы, составившие золотой фонд отечественного кинематографа. Советские режиссеры использовали исторический центр города как готовую декорацию, помещая в его пространство Лондон «Шерлока Холмса» или Бристоль «Острова сокровищ». Съемочной площадкой для многих исторических картин становилась Петропавловская крепость.
Выставка рассказывает об истории художественных фильмов, снятых в Ленинграде — Петербурге, на основе коллекций тиражированной графики и фотографии Музея истории города.
Музей-квартира А. А. Блока
26 ноября здесь откроется выставка «Незнакомка. Три видения» (6+). Это часть многолетнего проекта Музея истории Санкт-Петербурга «Театр Александра Блока», в фокусе внимания которого — наследие Блока-драматурга.
В Музее-квартире Блока последовательно, по хронологии, представляются все драмы поэта. В рамках проекта проходят премьеры литературно-музыкальных композиций, исполняются и записываются музыкальные произведения, написанные к драмам, готовится собрание аудиоспектаклей, создается мультимедийная программа «Театральный Петербург Александра Блока».
Лирическая драма «Незнакомка», первоначальное название которой — «Три видения», была написана Блоком в 1906 году. Через год она была впервые напечатана в журнале «Весы». В ней, как отметил поэт, дано «развитие темы» таких стихотворений, как «Незнакомка», «Там дамы щеголяют модами…», «Твое лицо бледней, чем было…», «Шлейф, забрызганный звездами…». Позднее, в предисловии к сборнику «Лирические драмы» 1908 года, в который вошли «Балаганчик», «Король на площади» и «Незнакомка», Блок написал: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений. Карикатурно неудачливый Пьеро в «Балаганчике», нравственно слабый Поэт в «Короле на площади» и другой Поэт, размечтавшийся, прозевавший свою мечту в «Незнакомке», — все это как бы разные стороны души одного человека». Несмотря на то что ни одна из трех драм не была предназначена для сцены, «Балаганчик» и «Незнакомка» ставились при жизни поэта и после его смерти.
На выставке будут представлены издания начала XX века, программки, газетные вырезки, рассказывающие о постановке В. Э. Мейерхольдом «Балаганчика» и «Незнакомки» в зале Тенишевского училища в 1914 году, иллюстрации к одноименному стихотворению, эскизы к лирической драме, мебель и предметы быта рубежа XIX – XX веков, помогающие воссоздать обстановку «трех видений» , и другие материалы из собрания Музея истории города.
Музей Иосифа Бродского «Полторы комнаты»
Музей в доме Мурузи осваивает новое пространство — квартиру № 7 (вход со стороны Литейного проспекта). Здесь открылась выставка «КВ-7. Михаил Рогинский» (6+).
Михаила Рогинского (1931 – 2004) принято называть одним из «отцов российского поп-арта», хотя сам он старался такое определение отрицать, обосновывая это тем, что фон был совершенно разным: Уорхол и Раушенберг реагировали на «бессмысленное изобилие», а Рогинский — на дефицит и советскую действительность.
Рогинский начал заниматься живописью в 1960‑е годы, чему предшествовали три года службы в армии и шесть лет работы в провинциальных театрах. Вернувшись в Москву после жизни в небольших сибирских и северных городах, Рогинский начинает писать портреты вещей, окружавших его в коммунальной квартире: примусы, чайники, спички, постепенно добавляя к ним надписи с советских плакатов. Дальше начала появляться серия «дверей» — одних из наиболее известных работ у художника, кафельной плитки… В советский период работы Рогинского принадлежали к «неофициальному» искусству» и собирались друзьями и коллекционерами за бесценок. После эмиграции художника в Париж в 1978 году он продолжал рисовать сцены из московской жизни «по памяти». Художник вернулся в Россию только в 1993 году. В Москве его ждал успех и несколько больших выставок, включая знаменитую «Предшественники русского поп-арта» в ЦДХ.
Выставка в квартире № 7 музея «Полторы комнаты» — первая за 20 лет персональная выставка художника в Петербурге. Это возможность увидеть более двух сотен работ периода с конца 1960‑х по 2003 год, часть наследия, которую сохранила вдова художника.
Комментарии