Вернисаж: выставки в Петербурге с 22 апреля
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Русский музей
Выставка в Михайловском дворце «Портрет Г. Р. Державина из Иркутска в Санкт-Петербурге» (12+) представляет собой пример научного исследования живописного произведения, осуществленного сотрудниками музея.
Экспозицию Иркутского художественного музея украшает большой живописный портрет Гавриила Романовича Державина (1743 – 1816). На этикетке, его сопровождающей, обозначено имя автора — Сальваторе Тончи. Итальянский художник, поэт и музыкант родился в Риме в 1756 (или 1755) году, в России работал до своей смерти.
В этом году иркутскую картину исследовали в Русском музее. Специалисты обнаружили под верхним слоем живописи фрагмент, невидимый глазом, — голова ангела. Он совпадает с изображением на эскизе известного русского живописца Алексея Егорова.
Сравнение фрагмента с живописными произведениями Егорова подтверждает их принадлежность кисти одного и того же художника. Так иркутский портрет Державина обрел имя автора, исполнившего первоначальный вариант. Он был записан в 1870‑е годы польским художником Станиславом Вронским, который в свою очередь ориентировался на гравюру Федора Иордана с портрета Державина, выполненного Сальваторе Тончи. Представленные в экспозиции графические материалы позволят получить представление об истории атрибуции иркутского портрета.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
29 апреля откроется выставка-игра «Под крылом птицы Ремез» (6+) по сказкам Алексея Ремизова. Посетители смогут поиграть с Волком-Самоглотом, Котофей Котофеичем, Чучелом Чумичелом и другими невероятными существами.
Петербургские художники позвали их из сказок Алексея Ремизова и поселили в выставочном зале. Кострома здесь — это совсем не название города, а олицетворение светлых сил. Костроме можно заплетать косы, складывая замысловатые фразы удивительного писателя Серебряного века Алексея Ремизова. Кострома предлагает поиграть «взапуски», поводить «хоровод-нехоровод», а потом всем вместе устроить кучу-малу.
Что такое «раскунежиться» или «излелюкнула» — узнают участники игры в сказочном ремизовском лесу. Можно и самим придумать необычные слова, переворачивая кубик, и, например, перевернуть свое имя. Ведь стал же когда‑то сам Ремизов из Алексея Алалеем.
А еще на выставке актеры с участием детей разыграют небольшое представление по сказке Ремизова «Мышка-Морщинка».
«Севкабель Порт»
«Искусство МАНГА» (6+) — первая в России масштабная выставка, посвященная искусству японских графических рассказов.
На площади более 2500 квадратных метров представлены никогда прежде не выставлявшиеся эскизы, наброски и рукописи, а также первые тиражи важнейших для истории манги произведений. В экспозицию вошло более 200 экспонатов разных периодов.
На выставке демонстрируются два тома из первого издания XIX века знаменитой «Манги» автора «Большой волны» Кацусики Хокусая. Манга раннего периода представлена изданиями из частных коллекций: газетами, книгами, журналами и приложениями к ним.
Особое внимание уделено созданной на основе аниме «киноманге», а также манге, основанной на произведениях мировой литературы. Это манга «Отверженные», основанная на одноименном романе Виктора Гюго, «Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского, «Гамлет», «Король Лир», «Макбет» по одноименным пьесам Уильяма Шекспира и многие другие.
Отдельно рассмотрена взаимосвязь японской манги и комиксов. Один из залов непосредственно посвящен российской манге.
Музей истории религии
К светлому празднику Пасхи по юлианскому календарю музей открыл выставку «Агнец Божий» (6+), посвященную образу жертвенного Агнца в ветхозаветных и новозаветных текстах, а также в массовой культуре XIX – XX веков.
Во входной зоне музея представлены живопись, графика, мелкая деревянная и керамическая пластика, открытки — всего более 30 экспонатов.
Среди самых интересных предметов — полотно «Младенец Христос и младенец Иоанн» неизвестного фламандского художника XVIII в. по гравюре с утраченной картины Питера Пауля Рубенса, хромолитография «Добрый пастырь» (Париж, 1880‑е гг.), картина «Агнец» из молельни XIX века.
На протяжении многих веков овца была верным спутником человека, давала ему шерсть и пищу. В религиях овцы стали играть особую роль. В Библии они упоминаются чаще других животных — около 400 раз. Овца часто выступает в роли жертвенного животного. К образу невинного ягненка обращались апостолы, пророки и богословы.
Российская национальная библиотека
В новом здании библиотеки на Московском проспекте открылась выставка «Солнце российской китаистики — Никита Яковлевич Бичурин» (12+), посвященная первому русскому китаеведу, архимандриту Русской православной церкви, начальнику 9‑й Духовной миссии в Китае Никите Яковлевичу Бичурину (отцу Иакинфу). Он оставил богатое наследие, отраженное в научных трудах по изучению языка, местных обычаев, традиций и истории народов Поднебесной.
На выставке представлены издания работ Бичурина на русском и китайских языках из фондов РНБ. Посетители также смогут ознакомиться с его книгами о православии в Китае и переводами христианской литературы на китайский язык.
Среди экспонатов — «Первый Альбом», содержащий 57 цветных рисунков и аннотаций к ним, выполненных отцом Иакинфом. Он открывает новую грань таланта великого ученого и одновременно предлагает современному читателю редкий этнографический материал. Выставку дополняют современные научные труды китайских исследователей, посвященные Бичурину.
Музей-институт семьи Рерихов
Выставка «Заманчив Великий Индийский путь» приурочена к 100‑летию начала Центральноазиатской экспедиции академика Н. К. Рериха (12+).
Экспедиция началась в мае 1923 года. Именно такая датировка дается в отчетных трудах одним из основных ее участников, старшим сыном Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, востоковедом Юрием Николаевичем Рерихом. Можно говорить о подготовительном (1923 – 1924) и основном (1925 – 1928) этапах экспедиции, которая стала одной из самых протяженных по времени, маршруту и одной из самых значимых по результатам экспедиций в Азию в ХХ веке.
Материалы первого раздела выставки посвящены зарождению индийской темы в творчестве и жизни Рерихов. Главные цели экспедиции были сформулированы Н. К. Рерихом так: «Кроме художественных задач в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов».
На выставке представлены материалы из фондов Музея-института семьи Рерихов — более ста предметов: личные вещи Рерихов, фотографии и предметы декоративно-прикладного искусства из их коллекции, первые издания книг, открытки, графические работы, живописные полотна из собрания Музея Востока, материалы из фотоархива Музея Николая Рериха в Нью-Йорке (32 большеформатные копии фотографий, сделанных Рерихами), а также предметы религиозного культа из собрания Дома-музея семьи Рерихов в Улан-Баторе.
ГМЗ «Павловск»
В библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «Павловск в открытках Общины святой Евгении Красного Креста» (6+). Сестры милосердия, побывавшие на местах боевых действий, в мирное время оставались без средств к существованию. В поисках помощи Община святой Евгении занялась издательской деятельностью, которая началась в 1896 году с художественных конвертов для визитных карточек. Первая продукция — благотворительные конверты, приуроченные к Пасхе, имели скромное оформление: знак Красного Креста и надпись: «Для поздравительных карточек. В пользу Общины св. Евгении». Через год к оформлению «открытых писем» подключились художники. Община сотрудничала с художниками журналов «Мир искусства» и «Художественные сокровища России».
В состав выставки вошло 140 экспонатов — открытых писем, свидетельствующих об ушедшей эпохе. Павильон Крик, хмелевая беседка, Константиновская магнитно-метеорологическая станция — лишь несколько утраченных достопримечательностей Павловского парка, которые сегодня мы можем видеть только на открытках. Открытки хранят автографы членов августейшей фамилии: так, великая княгиня Ксения Александровна (дочь императора Александра III, которая часто гостила в Павловске) оставила комментарии о расположении залов дворца, в частности, о комнате великой княгини Ольги Константиновны.
Комментарии