Вернисаж: выставки в Петербурге с 21 декабря
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Эрмитаж
25 декабря в цикле «Поднесение к Рождеству» откроется выставка «Образы Востока в советском и современном фарфоре» (6+). Тема Востока получила яркое воплощение в фарфоре 1920 – 1980‑х годов в росписи сервизов, блюд, ваз, пластике.
Художники и скульпторы фарфорового завода имени М. В. Ломоносова обращались к темам освобождения от колониализма и патриархальных традиций, сельского труда и ремесел, культуры и быта восточных народов. Значительное внимание уделялось литературному наследию Востока: создавались произведения, посвященные юбилеям Абулькасима Фирдоуси, Шота Руставели, Алишера Навои, эпоса «Давид Сасунский». Мастера также вдохновлялись мотивами восточных орнаментов и создавали декоративные композиции.
На выставке будет представлено около 120 вещей.
Музей городской скульптуры
Выставка «Временные конструкции» Ольги Васильевой (6+) открылась в окнах второго этажа выставочного зала филиала музея «Невский, 19». Она посвящена ремонтно-реставрационным метаморфозам городских памятников.
«Временные конструкции» — это документальный и эмоциональный оттиск города, зафиксированный современным художником. Жизнь городской скульптуры и архитектуры, несмотря на их монументальность и незыблемость, насыщена метаморфозами, порой весьма драматичными. Зачастую однажды созданные сооружения остаются неизменными столетиями. Однако они нуждаются в ремонте и реставрации — и тогда строительные леса и сетки закрывают знакомые горожанам очертания, временно меняя внешний вид статуй и зданий, порождая новые формы.
Метаморфозы городских памятников заинтересовали Ольгу Васильеву в 2021 году. За три года она создала серию графических работ «Временные конструкции», которая состоит из более 30 листов. Одиннадцать из них были выполнены в виде папки литографий, которая и вдохновила художницу и музей на выставку.
Шесть произведений представлены в окнах второго этажа, эту часть выставки можно посмотреть в любое время с Невского проспекта. Продолжение экспозиции — внутри здания. На стенах будущего музейного зала, который в созвучии с сюжетом выставки и сам как раз находится во временном неопределенном состоянии в ожидании ремонтно-реставрационной метаморфозы, разместятся литографии и оригинальные графические листы. Здесь Ольга Васильева показывает в том числе новые работы серии, посвященные монументам, которые одевались в леса в этом году, — Московским Триумфальным воротам и памятнику Ленину на Московском проспекте.
Посмотреть экспозицию внутри здания можно два раза в месяц по предварительной регистрации. Вход бесплатный.
Музей истории города
В наступающем году исполнится 200 лет со дня восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. В преддверии этой даты музей представил обновленную экспозицию мемориального зала в Комендантском доме Петропавловской крепости, где 12 (24) июля 1826 года декабристы услышали свой приговор (6+).
Разгром восстания на Сенатской площади и последовавшее за ним следствие и суд над декабристами неразрывно связаны с историей Петропавловской крепости, которая стала основным местом заключения арестованных с 15 (27) декабря 1825 года. В служебной квартире коменданта крепости в Комендантском доме работала следственная комиссия, проводившая допросы и очные ставки. А 12 июля 1826 года в парадном зале этой квартиры Верховный уголовный суд объявил декабристам приговор.
В 1970‑е годы научный сотрудник Музея истории Ленинграда Н. Б. Алексеева, используя широкий круг исторических источников, установила, в каком именно помещении Комендантского дома декабристам объявили приговор. Музей воссоздал обстановку этого парадного зала на момент суда над участниками восстания по сохранившимся воспоминаниям декабристов. Согласно этим источникам, в зале буквой «П» стояли длинные столы с красными суконными скатертями. За ними на стульях размещались все 72 члена суда. В центре стола был установлен символ государственной власти — зерцало. На стене висел портрет императора Александра I. В середине зала за небольшим столиком сидел прокурор суда министр юстиции князь Д. И. Лобанов-Ростовский. Рядом, за аналоем (пюпитром), стоял экспедитор Сената и после переклички зачитывал осужденным приговор.
Несколько лет назад в связи с реставрацией Комендантского дома мемориальный зал был разобран. К 199‑й годовщине восстания на Сенатской площади музей открыл в этом зале обновленную экспозицию (6+), которая так же, как и раньше, воссоздает его обстановку на момент оглашения декабристам приговора Верховного уголовного суда.
Здесь представлены подлинные экспонаты из фондов музея: мебель, осветительные приборы и зерцало первой четверти XIX века, реконструированный аналой. Новыми элементами мемориальной экспозиции стали копии важнейших документов Верховного уголовного суда: «Росписи государственным преступникам, приговора Верховного уголовного суда осуждаемым к разным казням и наказаниям» (1826), «Всеподданейшего доклада Верховного уголовного суда» (1826) и указа императора Николая I Верховному уголовному суду по делу о декабристах от 10 июля 1826 года.
В качестве аудиосопровождения экспозиции в зале звучат воспоминания декабристов о событиях 12 июля 1826 года.
Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков
Музей представил публике проект «Анималистика. И в шутку, и всерьез» (6+). Его партнерами стали 36 отечественных музеев, галерей и частных коллекционеров. В экспозиции более 150 работ — живопись, графика, скульптура — не только мастеров, непосредственно посвятивших свою жизнь изучению жизни животных, но и тех творцов, которые вовсе не представляли себя в качестве анималистов.
На выставке представлены произведения всемирно известных художников — Кузьмы Петрова-Водкина, Нико Пиросмани, Бориса Григорьева, Натана Альтмана, Климента Редько, Святослава Рериха, Василия Сварога, многих современных авторов — Завена Аршакуни, Виталия Тюленева, Германа Егошина, Владимира Яшке, Анатолия Белкина. Можно увидеть работы незаслуженно забытых мастеров, чьи имена станут открытием не только для любителей искусства, но и для специалистов в области анималистики.
Жанр раскрывается на выставке через разные тематические блоки: «портрет», где зверь и птица даются крупным планом во всем богатстве их внешнего облика и поведения, «животные на природе», чьи образы раскрываются в естественной среде их обитания, и композиции, затрагивающие различные стороны «взаимоотношения человека и животных».
Музей-усадьба «Приютино»
Выставка «Традиции служения» (6+) посвящена нескольким поколениям семьи Олениных и 50‑летней истории музея «Приютино». Представленные материалы из фондов музея связаны с деятельностью А. Н. Оленина и его потомков на ниве русской культуры, а также с историей сохранения и восстановления усадьбы «Приютино».
Первая часть выставки знакомит с деятельностью А. Н. Оленина на посту президента Императорской академии художеств, его научными трудами по античной и древнерусской истории и археологии. Вторая часть посвящена семье его внука А. П. Оленина, занимавшего должность директора Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Последний раздел выставки напоминает об истории восстановления и музеефикации усадьбы, формировании коллекций, знаковых событиях.
В состав выставки вошли живописные и графические работы, печатные издания, мемориальные вещи, а также материалы из семейного архива, рассказывающие о последующем поколении семьи, на долю которого выпали испытания XX века.
Комментарии