Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 марта 2021

Вернисаж: выставки в Петербурге с 20 марта 2021 | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ЦВЗ «Манеж»

24 марта на этой площадке откроется межмузейная выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф. И. Шубина до А. Т. Матвеева». Проект подготовлен «Манежем» и Русским музеем в партнерстве с Эрмитажем и Третьяковской галереей, при участии Мариинского театра, Академии художеств и 32 музеев России.

Цель проекта – показать редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII – начала XX века. Перед зрителями предстанет больше 150 скульптурных работ, отобранных из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», «Петергоф», «Гатчина», «Павловск», «Царицыно», Музея истории города, Центрального военно-морского музея, музея при Российской академии художеств, Музея истории религии и многих других. Всего в проекте будут представлены 65 имен скульпторов. В состав выставки войдут не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись.

Немаловажную роль сыграет художественное решение пространства выставки, осуществленное в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и творческой мастерской «Циркуль».

«Ленинград Центр»

26 марта в галерее центра откроется выставка «Лица и Лики». Она представит посетителям живопись, графику, декоративно-прикладное искусство династии петербургских художников Траугот. Проект подготовлен совместно с галереей Molbert.

В состав выставки войдет более 50 произведений двух братьев – Александра и Валерия, их родителей, Георгия Траугота и Веры Яновой, а также работы Элизабет де Треал де Кинси-Трауготт – русско-французской художницы, жены Александра Траугота. Впервые наследие семьи будет представлено столь полно.

В течение многих лет искусство семьи Траугот приоткрывает дверь в волшебные миры Х.-К. Андерсена, Ш. Перро, Э.-Т.-А. Гофмана, братьев Гримм. В свет вышло более 300 изданий с их иллюстрациями, эти книги продолжают издаваться и по сегодняшний день.

Музей-квартира А. Блока, 26 марта

Выставка «Акварельные созвучия» представляет более 20 произведений петербургского акварелиста Петра Семенова: натюрморты и интерьерные зарисовки. Концепция отсылает к словам Блока: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие)».

Художник продолжает и развивает традиции петербургской акварельной школы, что возможно лишь при виртуозном владении техникой. На выставке посетители музея смогут лично пообщаться с художником. Встречи состоятся в день открытия, 26 марта, и затем по выходным дням.

Российский этнографический музей

Выставка «Авангард? Дагестанская традиция! Кайтагская вышивка из собрания Российского этнографического музея» представляет малоизвестные памятники орнаментального текстильного искусства XVII – XIX веков, собранные у кайтагцев, даргинцев и кубачинцев – народов Центрального Дагестана.

Впервые кайтагские вышивки попали на мировой рынок еще на рубеже XIX – XX веков, но стали сенсацией только в 1990-е годы, когда на них взлетела цена после выставок в Париже, Стамбуле, Стокгольме, Бостоне и других городах. Искусствоведы и кураторы галерей обнаружили параллели феномену кайтагской вышивки в творчестве Анри Матисса, Пауля Клее, Джексона Поллока и других художников. Кайтагские вышивки представляются как новаторское и актуальное искусство, ставящее вопрос о народных корнях авангардизма и обоснованности разграничения искусства на высокое и народное.

* * *

24 марта на этой же площадке откроется выставка «Косторезное искусство мастеров Якутии», расположенная в экспозиционном пространстве «Арктика – земля обитаемая», – продолжение серии мини-выставок по декоративно-прикладному искусству и культуре коренных арктических народов Сибири.

Косторезное искусство в Якутии зародилось в первой половине XVIII века, когда здесь началась активная добыча бивней мамонта. В изделиях утилитарного назначения (ларцы, гребни) этого периода, выполненных якутскими косторезами, прослеживается влияние мастеров холмогорской школы. С середины XIX – начала XX веков происходят изменения в художественной обработке бивней мамонта: мастерами создаются жанровые композиции и макеты с этническими элементами. 

Новый этап в развитии якутского косторезного искусства начался с открытия в 1945 году в Якутске художественного училища, в котором преподавали известные и опытные косторезы, например С. Пестерев. За 12 лет работы, с 1960-го по 1972 год, он подготовил мастеров нового поколения, которые активно занимаются творчеством, создают произведения, наполненные новым содержанием.

Русский музей

В Михайловском дворце открылась выставка Павла Жуковского (1845 – 1912). Она представляет живописные и графические работы художника из собрания музея. Павел был сыном поэта Василия Жуковского и дочери немецкого живописца Герхарда фон Рейтерна. Его творчество сегодня мало знакомо любителям искусства. Но в последней трети XIX века Павел Жуковский был известен в общественных и культурных кругах. Благодаря близости к императорскому двору он сделал немало для развития в России художественного образования и музейного дела. Жуковский дружил со многими выдающимися людьми своего времени, включая императора Александра III, писателя Ивана Тургенева и композитора Рихарда Вагнера.

Музей Ф. М. Достоевского

Здесь открыта выставка работ Ольги Зверевой «Глазами души», посвященная памяти художника. Ольга Михайловна Зверева работала в музее хранителем графики, описывала графические листы, заполняла «паспорта» на них, классифицировала, помогала с отбором к выставкам.

Рисовать она начала рано, после школы училась в Художественно-графическом педагогическом училище, затем в Высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. До Музея Достоевского работала художником по интерьеру, дизайнером на киностудии «Ленфильм», в Малом драматическом театре.

На выставке представлены акварельная живопись и графика художника. В основном – это то, что она видела во время прогулок по Петербургу и ее любимому Царскому Селу.

#выставка #музей #события

Комментарии