Вернисаж: выставки в Петербурге с 2 ноября
ФОТО Александры ЦУКАНОВОЙ
Музей истории Санкт-Петербурга
В крепости Орешек открылась выставка «Под сводами» (6+), приуроченная к 120‑летию освобождения народовольцев из Шлиссельбургской тюрьмы.
Шлиссельбургская крепость выполняла функцию тюрьмы для государственных преступников с петровского времени до февраля 1917 года. Самый известный период ее тюремной истории — народовольческий, с 1884-го по 1905 год: именно тогда сформировалось представление о Шлиссельбурге как о месте, «откуда не выходят», поскольку тюремный статус делал крепость закрытым для посещения местом и долгое время информация о ней была недоступна.
28 октября (30 ноября) 1905 года, после обнародования высочайшего манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» и объявления амнистии за политические преступления, из Шлиссельбургской крепости были освобождены отбывавшие здесь долгосрочное заключение народовольцы. Среди наиболее известных узников, освобожденных в этот день, — Николай Морозов, Михаил Новорусский, Михаил Фроленко и другие. Каждый из них провел в заключении не менее 18 лет, многие оставили воспоминания о времени, проведенном в крепости.
На выставке можно ознакомиться с материалами о строительстве и открытии Шлиссельбургской каторжной тюрьмы, об архитектурных и инженерных особенностях здания Новой тюрьмы, построенного для заключения представителей организации «Народная воля»; узнать о режиме содержания узников и обстоятельствах их освобождения в 1905 году. Один из разделов выставки посвящен учрежденному на острове шлиссельбургскому жандармскому управлению департамента полиции, в ведении которого находилась Шлиссельбургская крепость.
Среди наиболее примечательных экспонатов — копия грифельной доски с автографами освобожденных 28 октября 1905 года народовольцев, кандалы, мундир унтер-офицера шлиссельбургского жандармского управления этого периода. Особый интерес представляет книга «Под сводами», в которой знаменитый узник Шлиссельбурга, революционер и ученый Николай Морозов собрал сочинения, написанные заключенными, — уникальное издание 1909 года из фондов Музея истории Петербурга.
Музей-памятник Спас-на-Крови
В часовне-музее открыта выставка петербургского художника Геннадия Манжаева (1950 – 2024) (6+). Она знакомит зрителей с духовным наследием мастера — серией пастельных работ, приобретенных музеем несколько лет назад.
Тему православия художник называл своим «золотым запасом». Эта своеобразная авторская история русской святости от блаженной XVIII века Ксении Петербургской до расстрелянного в XX веке митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) находит свое отражение в серии пастельных работ «Святые, блаженные, новомученики и юродивые Христа ради Санкт-Петербурга и его окрестностей».
Изображения святых ликов для художника — попытка создать не икону, но умозрительный иконописный портрет, отражающий его индивидуальное понимание святости и преображения человеческого существа, идущего путем праведной жизни. Узнаваемые, хранимые в народной памяти образы почитаемых православных юродивых, странников и праведников предваряют тяжелые, иногда близкие к монохромным картины, повествующие о жестоких гонениях и преследованиях церкви. Пастельные туманные пейзажи, существующие на зыбкой границе сакрального и мирского, озаряются внутренним светом ликов святых, что создает впечатление сродни созерцанию икон.
Выставка доступна для посещения по 9 ноября.
Культурный центр Елены Образцовой
На Невском пр., 65, открылась выставка «Чайковский и Петербург: адреса, имена, события. К 185‑летию со дня рождения композитора» (6+).
Петербург — важнейший город в жизни Петра Ильича Чайковского. В этом городе сплелись многие нити его судьбы. Здесь познакомились и связали свою судьбу его родители, здесь он испытывал триумфы, переживал трагедии, принял главное в своей жизни решение — стать профессиональным музыкантом. По оценкам разных исследователей, в Петербурге Чайковский суммарно провел более 16 лет, включая его приезды в годы зрелости. Петербургу было суждено стать местом кончины и упокоения гениального композитора. В экспозицию вошли исторические документы и фотографии, связанные с пребыванием Чайковского в Петербурге, открывающие малоизвестные подробности и факты из его жизни.
Музей истории религии
Выставка «Библейские сюжеты и образы в творчестве Вячеслава Михайлова» (6+) приурочена к 80‑летию со дня рождения художника и к всероссийской акции «Ночь искусств».
Выставка призвана ознакомить зрителя с религиозной темой в творчестве известного петербургского художника, работы которого хранятся в лучших собраниях мира. На примере религиозных работ показан синтез классической художественной традиции и близких языку беспредметной живописи средств выразительности.
На выставке представлены картины и графические произведения из личной коллекции и собрания музея (серия рисунков «Христос», картины «Исход», «Афон» и другие.). Несколько произведений экспонируются впервые. Выставка сопровождается демонстрацией короткометражного фильма о мастере.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (8027) от 01.11.2025.







Комментарии