Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 марта 2022

Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 марта 2022 | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка, названная строкой стихотворения Николая Олейникова «Рассмотрим вещи те, что видим пред собою» (12+), представляет 16 коллажей Геннадия Зубкова, сделанных в 1980 – 1990-е годы. Большая часть этих работ впервые представлена широкой аудитории.

Кроме традиционных для коллажа картона и бумаги Зубков использовал подручные средства: от сухих листьев и веточек до этикеток и упаковок, резко заполнивших перестроечный рынок импортных товаров. В ход шло все, что находилось вокруг, каждая форма, цвет или фактура становилась инструментом для проработки изобразительных задач.

Имя Геннадия Зубкова связано с традицией русского авангарда, а именно с учебной системой, которая берет свое начало от исследований живописно-пластических свойств формы и цвета в 1920-х годах во главе с Казимиром Малевичем и Михаилом Матюшиным и находит продолжение в Невидимом институте Владимира Стерлигова, чьим учеником был Зубков.

Музей истории религии

Новая выставка музея «Вслед за героем. Путешествие в мир мифа, эпоса. Сказки» (6+) приглашает посетителей погрузиться в особые формы устного творчества и древние способы трансляции общечеловеческого опыта.

Выставка объединила произведения живописи, станковой и книжной графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства – всего более 120 экспонатов из собрания музея и вещей, предоставленных авторами или частными владельцами.

Первый раздел посвящен ключевой фигуре мифа, эпоса или сказки. Герой отличается способностью преобразовывать существующий порядок: создавать или добывать различные предметы (Прометей – огонь, полезные растения – Геракл), обучать людей охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, устанавливать брачные правила, запреты и праздники. В скандинавских мифах такая фигура – Фрейя, научившая людей колдовству. В финском эпосе «Калевала» – выковавший небесный свод кузнец Ильмаринен и раскрывающий людям секреты мироздания мудрец и рунопевец Вяйнямейнен. Русские богатыри, борющиеся с темными силами и спасающие родную землю от чудовищ, – отечественные образцы героев-избавителей.

Второй раздел выставки представляет путешествие героя по «Царству мертвых» и его последующее возрождение. Трудно найти такого сказочного или мифологического героя, который не повстречал бы на своем пути стража, отделяющего мир живых от мира усопших. В античной мифологии это бог Гермес и перевозчик Харон, в русской народной сказке – хозяйка избушки на курьих ножках Баба-яга.

«Невская застава»

Музей на Ново-Александровской улице, 23, приглашает на выставку «Стрит-арт застава» (0+). Как заявляют организаторы, наш город не исчерпывается архитектурой, богатой историей и знаменитыми личностями прошлого. Он развивается и живет на наших глазах. Важная часть «ткани» города то, как мы его обживаем, преобразовываем и меняем. И в этом смысле искусство в публичных пространствах в его легальных и нелегальных форматах – его неотъемлемая часть. Художники каждый сезон выходят на улицы и преображают город, делают его «говорящим».

Выставка должна продемонстрировать все разнообразие стрит-арт/паблик-арт и граффити-сцены, представленной в Петербурге в 2021 – 2022 годах. Граффити, стикеры, теги, плакаты и постеры размещены на макетах типичных петербургских домов. Выставка подготовлена при участии Института исследования стрит-арта.

«Борей»

Галерея представляет цикл живописных работ Валерия Вальрана «Бледная манера» (0+). Художник стремился изобразить тишину, состояние покоя, умиротворенности, точнее, найти их визуальное воплощение. Идеальное пространство для этого – «белый куб», поскольку позволяет избавиться от всякой внешней экспрессии. Сосуды из прозрачного стекла в такой среде не нарушают безмолвия, но, скорее, его подчеркивают, пропуская сквозь себя свет.

В цикле «Бледная манера» художник экспериментировал с пространственными плоскостями, раскрашивая их в различные цвета светлой тональности, искажая кубическую структуру различным образом, избавляясь от прямых углов между горизонтальными и вертикальными плоскостями. «Когда я начинал эту серию, то думал о безмолвии пространства или о пространстве тишины и никак не предполагал, что дойду до зазеркалья и призраков. Искусство непредумышленно, в этом его таинственная задача. Отправляясь в путь, никогда не знаешь, где окажешься», — комментирует свои поиски Вальран.

DiDi

Новый проект галереи носит имя «Конец барокко» (0+). Он о советском нонконформизме, практиках художественного несогласия и об искусстве в условиях советской конъюнктуры.

Представлено более 20 произведений московских и ленинградских авторов, не только определивших свое время, но и создавших особое пространство свободы, диалога и самовыражения. Это работы В. Овчинникова, В. Стерлигова, А. Белкина, В. Духовлинова, Е. Михнова-Войтенко, С. Ануфриева, Б. Кошелохова и других. В них нашел свое выражение сильнейший творческий импульс и дух времени – дух барокко. Ведь барокко, как заявляют организаторы выставки, не стиль и не жанр, это бесконечно повторяющийся феномен художественного подъема, выхода из системы и правил. А значит, любой «конец барокко» – лишь предчувствие нового витка.

   

#выставка #экспозиция #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 марта 2022».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?