Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 марта 2022
ФОТО pixabay
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Выставка, названная строкой стихотворения Николая Олейникова «Рассмотрим вещи те, что видим пред собою» (12+), представляет 16 коллажей Геннадия Зубкова, сделанных в 1980 – 1990-е годы. Большая часть этих работ впервые представлена широкой аудитории.
Кроме традиционных для коллажа картона и бумаги Зубков использовал подручные средства: от сухих листьев и веточек до этикеток и упаковок, резко заполнивших перестроечный рынок импортных товаров. В ход шло все, что находилось вокруг, каждая форма, цвет или фактура становилась инструментом для проработки изобразительных задач.
Имя Геннадия Зубкова связано с традицией русского авангарда, а именно с учебной системой, которая берет свое начало от исследований живописно-пластических свойств формы и цвета в 1920-х годах во главе с Казимиром Малевичем и Михаилом Матюшиным и находит продолжение в Невидимом институте Владимира Стерлигова, чьим учеником был Зубков.
Музей истории религии
Новая выставка музея «Вслед за героем. Путешествие в мир мифа, эпоса. Сказки» (6+) приглашает посетителей погрузиться в особые формы устного творчества и древние способы трансляции общечеловеческого опыта.
Выставка объединила произведения живописи, станковой и книжной графики, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства – всего более 120 экспонатов из собрания музея и вещей, предоставленных авторами или частными владельцами.
Первый раздел посвящен ключевой фигуре мифа, эпоса или сказки. Герой отличается способностью преобразовывать существующий порядок: создавать или добывать различные предметы (Прометей – огонь, полезные растения – Геракл), обучать людей охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, устанавливать брачные правила, запреты и праздники. В скандинавских мифах такая фигура – Фрейя, научившая людей колдовству. В финском эпосе «Калевала» – выковавший небесный свод кузнец Ильмаринен и раскрывающий людям секреты мироздания мудрец и рунопевец Вяйнямейнен. Русские богатыри, борющиеся с темными силами и спасающие родную землю от чудовищ, – отечественные образцы героев-избавителей.
Второй раздел выставки представляет путешествие героя по «Царству мертвых» и его последующее возрождение. Трудно найти такого сказочного или мифологического героя, который не повстречал бы на своем пути стража, отделяющего мир живых от мира усопших. В античной мифологии это бог Гермес и перевозчик Харон, в русской народной сказке – хозяйка избушки на курьих ножках Баба-яга.
«Невская застава»
Музей на Ново-Александровской улице, 23, приглашает на выставку «Стрит-арт застава» (0+). Как заявляют организаторы, наш город не исчерпывается архитектурой, богатой историей и знаменитыми личностями прошлого. Он развивается и живет на наших глазах. Важная часть «ткани» города то, как мы его обживаем, преобразовываем и меняем. И в этом смысле искусство в публичных пространствах в его легальных и нелегальных форматах – его неотъемлемая часть. Художники каждый сезон выходят на улицы и преображают город, делают его «говорящим».
Выставка должна продемонстрировать все разнообразие стрит-арт/паблик-арт и граффити-сцены, представленной в Петербурге в 2021 – 2022 годах. Граффити, стикеры, теги, плакаты и постеры размещены на макетах типичных петербургских домов. Выставка подготовлена при участии Института исследования стрит-арта.
«Борей»
Галерея представляет цикл живописных работ Валерия Вальрана «Бледная манера» (0+). Художник стремился изобразить тишину, состояние покоя, умиротворенности, точнее, найти их визуальное воплощение. Идеальное пространство для этого – «белый куб», поскольку позволяет избавиться от всякой внешней экспрессии. Сосуды из прозрачного стекла в такой среде не нарушают безмолвия, но, скорее, его подчеркивают, пропуская сквозь себя свет.
В цикле «Бледная манера» художник экспериментировал с пространственными плоскостями, раскрашивая их в различные цвета светлой тональности, искажая кубическую структуру различным образом, избавляясь от прямых углов между горизонтальными и вертикальными плоскостями. «Когда я начинал эту серию, то думал о безмолвии пространства или о пространстве тишины и никак не предполагал, что дойду до зазеркалья и призраков. Искусство непредумышленно, в этом его таинственная задача. Отправляясь в путь, никогда не знаешь, где окажешься», — комментирует свои поиски Вальран.
DiDi
Новый проект галереи носит имя «Конец барокко» (0+). Он о советском нонконформизме, практиках художественного несогласия и об искусстве в условиях советской конъюнктуры.
Представлено более 20 произведений московских и ленинградских авторов, не только определивших свое время, но и создавших особое пространство свободы, диалога и самовыражения. Это работы В. Овчинникова, В. Стерлигова, А. Белкина, В. Духовлинова, Е. Михнова-Войтенко, С. Ануфриева, Б. Кошелохова и других. В них нашел свое выражение сильнейший творческий импульс и дух времени – дух барокко. Ведь барокко, как заявляют организаторы выставки, не стиль и не жанр, это бесконечно повторяющийся феномен художественного подъема, выхода из системы и правил. А значит, любой «конец барокко» – лишь предчувствие нового витка.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 48 (7131) от 18.03.2022 под заголовком «Вернисаж: выставки в Петербурге с 19 марта 2022».
Комментарии