Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 октября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 октября   | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Эрмитаж

18 октября в Манеже Малого Эрмитажа откроется выставка «Художественное наследие староверов Поморья в собрании Эрмитажа» (12+). Проект приурочен к 330‑летию основания Выговской поморской пустыни — крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев, располагавшегося к северо-востоку от Онежского озера в глухих лесах.

История существования Выговского общежительства, включавшего мужскую Богоявленскую и женскую Крестовоздвиженскую обители на реках Выг и Лекса, а также многочисленные окрестные скиты, насчитывает почти полтора столетия. Созданные местными мастерами произведения отличаются своеобразием и единством стиля, проявившимся во всех отраслях художественного творчества.

В состав выставки войдет почти 200 экспонатов XVIII – XIX веков из собрания Эрмитажа. Она охватит все основные виды искусства, процветавшие на Выгу: иконопись, рукописную книгу, религиозный лубок, меднолитую пластику и резьбу по дереву. Большинство отобранных произведений связано с именами крупных коллекционеров, отечественных историков и археографов. Часть предметов происходит из старообрядческих моленных Петербурга и его пригородов.

21 октября в Галерее графики Зимнего дворца первых посетителей примет выставка «Рисунки старонидерландской школы» (12+). Она призвана познакомить зрителя с наиболее яркими и значимыми памятниками музейного собрания ранней нидерландской графики.

Открывает экспозицию подборка оригинальных рисунков XV века, представляющих особенную ценность. Центральное место в разделе печатной графики Нидерландов первой трети XVI века отведено шедеврам наиболее прославленного нидерландского гравера того времени Лукаса ван Лейдена. Достижения нидерландского графического искусства середины XVI века представлены произведениями Питера Брейгеля-старшего, Питера Кука ван Альста, Мартена ван Хемскерка, Ламберта Ломбарда, Франса Флориса и оригинальными рисунками и эстампами, выполненными по их проектам. Многие из этих эстампов вышли из издательского дома «На четырех ветрах», основанного одним из самых успешных и влиятельных издателей XVI века Иеронимом Коком. Завершают экспозицию рисунки художников 1560 – 1570‑х годов — Ханса Бола, Герарда Грунинга, Ханса Колларта, а также образцы гравюр этого периода, выпущенные издателями Флиппом Галле, Герардом де Иоде и другими.

Музей истории города

19 октября в особняке Румянцева откроется выставка «С той стороны зеркального стекла…» (6+).

Зеркало — привычный в быту человека предмет, но его функции далеко выходят за чисто утилитарные рамки. Выставка раскроет тему зеркала во всех аспектах: в литературе (античные мифы, сказки, басни), изобразительном искусстве и кино; зеркало как мистический символ; мода и зеркало (дамское платье, сумочки, веера); зеркало в интерьере. Выставка расскажет об истории производства зеркал, о том, как менялось их качество и отношение к ним человека. Был ли это отполированный камень, металл или стек­лянное зеркало, человек всегда считал его волшебством.

Главным экспонатом выставки станет расположенное в парадном зале особняка самое большое в Петербурге зеркало, выполненное единым листом. Его площадь составляет 18 кв. м. Специально для проекта выставочные залы восточной анфилады, многие годы спрятанные за фальшстенами, будут частично открыты. Зрители смогут увидеть часть Зеленой гостиной — ее исторические лепнину и мраморный декор — консоль с зеркалом. Сочетание современного оформления стен макрофото и «окон» старинного интерьера создаст фон для музейных вещей.

Всего на выставке будет представлено более 200 предметов декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVIII – XX веков из собрания Музея истории города. В первую очередь это зеркала разного времени, разных форм и модификаций. Среди них особого внимания заслуживают золоченый стол с зеркальной столешницей, выполненный по проекту Огюста Монферрана (экспонируется впервые), и акварели Татьяны Глебовой.

Отдельный раздел выставки будет посвящен теме «Зеркало в современном искусстве».

Музей истории города

На Соборной площади Петропавловской крепости открылась уличная фотовыставка «Взгляды. Жизнь без границ» (6+), посвященная жизни людей с инвалидностью в современном обществе. Представлены лучшие работы участников международного фотоконкурса «Взгляды», который ежегодно проводит петербургская ассоциация родителей детей-инвалидов ГАООРДИ.

Главные герои фотографий — люди с инвалидностью из разных стран и городов России. Среди них дети и взрослые, люди совершенно разных профессий, у каждого из которых своя история. Всех героев объединяют сила воли и стремление быть полноценными членами общества.

ЦВЗ «Манеж»

Центральный выставочный зал в партнерстве с Третьяковской галереей и Русским музеем представил проект «Сопряжение форм. Русская скульп­тура. XX век» (6+).

Выставка продолжает исследование развития отечественной скульп­туры, начавшееся два года назад проектом «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева». Он погружал зрителей в историю скульптуры XVIII – XX столетий. Новая выставка фокусирует внимание на ХХ веке как наиболее сложном, многогранном и недостаточно изученном периоде развития русской скульптуры. Представлены более 300 произведений из фондов 48 организаций культуры и науки Петербурга, Москвы и других регионов России, а также из частных собраний. Это работы более 200 ваятелей, как широко, так и мало известных.

Одна из особенностей XX века — зарождение и развитие видеосъемки (кинематографа и телевидения), в первую очередь — документальной. Концепция выставочного проекта объединяет скульптуру и кино/видео­съемку. Хроника XX века в скульптуре и скульптура XX века в документальной хронике. Видеохроника, подобранная к группам скульптур, служит дополнительным источником информации о конкретном явлении или событии в истории прошлого века и о его героях.

Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого

Временная выставка «Поднебесная. Русский взгляд» (12+) посвящена истории российско-китайских отношений. Она показывает Китай и его историю глазами русских моряков, а также рассказывает о военной поддержке, оказанной Россией восточному соседу.

Представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, модели кораблей, документы, фотографии и многое другое как из собрания Центрального военно-морского музея, так и музеев-заповедников «Павловск», «Царское Село», «Петергоф» и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого.

Выставка расположена в двух залах. Первый знакомит с историей русско-китайских взаимоотношений со времен Петра I до 1917 года. У посетителей есть возможность ознакомиться с предметами из фондов ЦВММ, которые были представлены для публики только в конце XIX — начале XX века в залах Морского музея в здании Главного Адмиралтейства, в советское время они практически не экспонировались. Это модели старинных китайских военных судов, флаг Бэйянского флота ВМС империи Цин, различные вымпелы кораблей Поднебесной империи. Отдельный раздел посвящен заграничному плаванию наследника-цесаревича Николая Александровича на крейсере «Память Азова».

Вторая часть выставки представляет предметы, поступившие в Центральный военно-морской музей уже во времена Советского Союза и посвященные истории советско-китайской дружбы.

Bashmakov Gallery

14 октября на территории квартала «Ленполиграфмаш» (пр. Медиков, 3) начнет работу выставка «Под единым небом» (6+) одного из самых известных художников XX века Марка Шагала. В экспозиции будут представлены оригиналы графики из коллекции Павла Башмакова. Выставка продлится до 18 февраля 2024 года.

Это ретроспектива ключевых моментов в графическом творчестве Марка Шагала. Организаторы обещают, что на выставке зритель вместе с художником совершит путешествие от начала времен до середины XX века и «посетит» три страны — Россию, Израиль и Францию, которые в разные этапы жизненного и творческого пути были для Шагала и домом, и вдохновением. Сюжеты представленных на выставке работ знакомы зрителю, например, гравюры к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя. Это самое начало пути, а сами офорты позже принесли художнику «Гран-при» на биеннале в Венеции. Зрелый период творчества художника в экспозиции представляют работы, посвященные библейским сюжетам. Также на выставке будут показаны произведения на ключевые темы в творчестве Шагала, его источники вдохновения: малая родина — Витебск, его жена и муза Белла и другие. 

Русский музей

В Михайловском замке открылась выставка «От Орес­та Кипренского до Павла Федотова» (6+). Она знакомит зрителей с лучшими образцами рисунка и акварели первой половины XIX века из собрания Русского музея. Представлено около ста произведений. Многие из них редко экспонируются.

Зрителям предоставляется возможность составить более полное представление о творческом пути и наследии многих известных художников того времени. В рисунках и акварелях ярче раскрывается многообразие жанрового диапазона, острее ощущается творческий поиск.

Так, Александр Орловский одинаково увлеченно работал над портретами и пейзажами, бытовыми и батальными сценами, карикатурами и шаржами. С его портретами контрастируют произведения Кипренского. Среди них особое место занимают изображения участников Отечественной войны 1812 года.

Художники следующего поколения много работали акварелью. Парадные и камерные портреты, жанровые композиции братьев Александра и Карла Брюлловых, а также их итальянские пейзажи относятся к самым значительным явлениям в истории русской акварели. К «итальянскому жанру» обращался и Александр Иванов. Акварели «Жених, покупающий кольцо для невесты», Ave Mari, «Октябрьский праздник в Риме» входят в цикл работ, исполненных в годы пребывания в Италии.

Историю русского рисунка и акварели первой половины XIX столетия завершает творчество Павла Федотова. Он сосредоточился на сюжетах из русской жизни, расширяя привычный ранее круг персонажей, внося нотки сатиры и пронзительного трагизма.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии