Вернисаж: выставки в Петербурге с 18 марта

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Российский этнографический музей
Выставка «Якутский стиль: наследие и творчество» (0+) — совместный проект Музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского и Российского этнографического музея. Она знакомит посетителей с произведениями самобытного искусства саха (якутов).
Суровый климат Восточной Сибири и традиционные занятия определили особенности развития таких ремесел, как шитье, вышивка и работа с кожей, мехом, недостатка в которых якуты, будучи скотоводами и охотниками, никогда не испытывали. Традиционные одежда и орнамент наравне с другими явлениями культуры с течением времени усложнялись или упрощались, утрачивали некоторые орнаментальные мотивы или приобретали новые, отдельные черты могли сохраняться на протяжении столетий.
Выставка представляет традиционную якутскую одежду, главная особенность которой — многосоставность костюмных комплексов. Интересна с этой точки зрения реконструкция мужского зимнего костюма XVIII века, выполненная современными мастерами. Один из ценнейших экспонатов — комплект женской одежды XIX века, изготовленный народной мастерицей Республики Саха А. Зверевой, — был передан в дар Российскому этнографическому музею.
На экспозиции также показаны изделия бытового назначения и ювелирные украшения из металла.
Сквозь этническую культуру саха красной нитью проходит культ коня, с которым связана вся жизнь человека от рождения до смерти. Важная роль отводится лошади и в проведении традиционного праздника Ысыах, атрибуты которого — конская упряжь и седла — всегда отличаются яркостью и разнообразием декоративных элементов.
Значительное место на выставке отведено скульптурным резным изделиям из бивня мамонта, керамике, праздничной утвари из бересты и дерева.
Музей городской скульптуры
В Новом выставочном зале музея открылась выставка «Верность традициям» (0+), посвященная 120‑й годовщине образования Союза русских художников.
Это одно из старейших и в то же время динамично развивающихся творческих объединений художников России. В течение более чем векового существования он опирается на давние традиции русской реалистической школы, при этом активно поддерживает перемены, происходящие в искусстве. Среди основателей Союза русских художников такие имена, как Константин Юон, Абрам Архипов, Игорь Грабарь и Аркадий Рылов.
Выставка — площадка для диалога, взаимодействия и культурного обмена художников, которые сохранили и приумножили традиции русской художественной школы. В экспозиции представлены произведения более 100 авторов из 20 городов России.
В период проведения выставки пройдут мастер-классы, творческие встречи, а также конференция, посвященная традициям и современному состоянию изобразительного искусства в России.
Выставка продлится по 16 апреля.
Музей Академии художеств
В Голубом зале музея открылась выставка «В окопах Сталинграда» (0+). Она представляет произведения из коллекции Музея Академии художеств, а также издания из собрания Российской национальной библиотеки, посвященные одному из крупнейших сражений Великой Отечественной войны.
В 1946 году дипломную работу на звание художника-живописца посвятил Сталинграду Глеб Барабанщиков, став первым, кто обратился к теме Сталинградской битвы в изобразительном искусстве. На картине зритель видит окончание сражения — разрушенный почти до основания город, идущие вереницей пленные фашисты, советские солдаты и офицеры — уставшие, но воодушевленные радостью победы, провожают взглядом поверженных врагов.
Участвовавший в боевых действиях писатель Виктор Некрасов описал события, происходившие на подступах к Сталинграду и в самом городе, в повести «В окопах Сталинграда». На выставке представлены первые издания этого произведения.
В 1955 году студент Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Филипп Махонин, загоревшись идеей создать иллюстрации к этой повести, встретился с писателем. Итогом стала целая серия рисунков, созданная художником в качестве дипломной работы. Героизм и подвиг защитников и жителей города легли в основу повести, а художник смог обострить эмоциональный накал произведения при помощи визуальных образов.
Российская национальная библиотека
В Зале Корфа открылась выставка «Мастер Востока» (14+), посвященная 140‑летию со дня рождения академика Игнатия Крачковского. Она посвящена жизни и деятельности выдающегося востоковеда, одного из основоположников школы отечественной арабистики.
Впервые представлены книги из библиотеки академика — одного из крупнейших частных книжных собраний, универсального по своему содержанию. Ценнейшая научная библиотека, насчитывающая свыше 20 тысяч изданий, была передана в дар РНБ вдовой Верой Крачковской. В ней хранятся все виды изданий: от раритетов XVI века до книг второй половины XX столетия.
Среди экспонатов — первый комментированный перевод Корана на русский язык, выполненный Крачковским, первая публикация ученого, вышедшая в свет в 1904 году, его автобиография на арабском языке, опубликованная в 1927 году, первый полный перевод на русский язык книги «Тысяча и одна ночь» (1929 г.). Уникальным экспонатом также является портрет академика кисти мастера советской графики Георгия Верейского. Выставку дополняют фотографии и личные вещи ученого.
Сейчас в главном здании РНБ идет работа по созданию мемориального кабинета Крачковского. Здесь будут размещены библиотека академика, мебель и личные вещи. Предусмотрено помещение для проведения семинаров, конференций и встреч.
Материалы рубрики
В Петербурге работает выставка «Два конкурса. Образ А. С. Пушкина в монументальном искусстве»
В Академии художеств на факультете графики представили 80 работ пятнадцати студентов
В Театральном музее работает выставка «Площадь Островского»
В Союзе художников открылась выставка «Весна-2023»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии