Вернисаж: выставки в Петербурге с 13 февраля
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Эрмитаж
14 февраля в Галерее графики откроется выставка «Мастера старонидерландской гравюры» (6+).
Это уже третья экспозиция в новом выставочном пространстве, которое призвано ознакомить зрителя с собранием западноевропейских гравюр и рисунков XV – XX веков. Первая была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая — раннему нидерландскому рисунку.
Новая выставка знакомит зрителя с другой гранью коллекции старонидерландской графики — эстампом. Эта часть эрмитажного собрания включает в себя целый ряд значимых произведений. Хронологически экспозиция охватывает чуть меньше столетия — начиная с конца 1500-х — начала 1510‑х годов, времени создания ранних эстампов выдающегося гравера Лукаса ван Лейдена, и до середины 1580‑х годов, времени распада Старых Нидерландов на протестантскую Голландию и католическую Фландрию.
Всего в Галерее графики будет демонстрироваться более сотни листов. В их числе композиции на библейские и античные сюжеты, аллегории, портреты, пейзажи, жанрово-сатирические сценки, орнаментальная и архитектурная графика. Среди мастеров, чьи работы можно увидеть на выставке, Лукас ван Лейден, Мартен ван Хермскерк, Франс Флорис, Питер Брейгель Старший, Ян ван дер Страт и многие другие.
Днем позже, 15 февраля, в зале Урарту — мемориальном зале, посвященном востоковеду, археологу и директору музея Б. Б. Пиотровскому, откроется выставка «Уголок Эребуни в Эрмитаже» (6+). Она представит три экспоната из фондов музея «Эребуни». Посетители увидят один из важнейших памятников Армении — базальтовый блок с клинописной надписью урартского царя Аргишти I, датируемой первой половиной VIII в. до н. э. Он широко известен как «паспорт Еревана». В надписи сказано, что царь Аргишти, сын Менуа, построил крепость и назвал ее Эребуни «для могущества страны Биайнили» (Урарту). Два сосуда, которые также примут участие в выставке, происходят из других археологических памятников Армении: погребальная урна из Биайнской гробницы VIII в. до н. э. знакомит посетителей с одним из обрядов захоронения урартов, а двуручный сосуд постурартского времени (VI в. до н. э.) восходит к мидийской керамической традиции конца VII — VI века до н. э.
Русский музей
В павильонах Михайловского замка представлен выставочный проект «Модуляции: звук, свет, движение» (12+).
Художники сосредоточились на исследовании объединения искусства, науки и технологий. На экспозиции можно узнать, как звучат водоросли, как выглядят скульптурные слепки человеческих эмоций, а также совершить звуковое путешествие по тропинкам антарктического оазиса. Авторы проекта создали повествование, прослеживающее динамическое взаимодействие звука и изображения. Художники стремятся погрузить зрителей в путешествие, стирающее границы между увиденным и услышанным.
Проект сопровождается образовательной программой — лекциями, перформансами, кинопоказом и медиациями.
ГМЗ «Царское Село»
В Большом зале Екатерининского дворца открылась выставка «Дары Клуба друзей» (6+). Ее составили более 80 предметов, которые музей получил в дар или приобрел благодаря поддержке меценатов и друзей в минувшем году. На выставке представлены произведения графики, живописи, а также фарфор, костюм, оружие, фотографии и открытки.
Среди экспонатов — картины немецкого живописца Карла Фридриха Шульца «Саперы Л.‑гв. Саперного батальона» и «Разъезд Кавалергардского Ее Величества полка» середины XIX века из исторической коллекции императора Александра II, похищенные нацистами в годы войны; акварели Любови Эндауровой, Нины Цинзерлинг, Георгия Лукомского; шкатулка с изображением Петра I в бурю на Ладожском озере, созданная фабрикой Василия Вишнякова с сыновьями. В экспозицию вошли куклы, произведенные известными фабриками в начале XX столетия, и комплекс предметов для экспозиции «Музей в Великой войне» в Ратной палате.
Всего за прошлый год при поддержке клуба музейную коллекцию пополнили более 180 предметов. Выставка работает до 25 февраля.
Мемориальный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова
Два года назад в усадьбе, построенной в 1801 году в Тихвине дедом композитора, завершилась реставрация. 15 февраля там будет представлена обновленная экспозиция (6+).
В этом доме композитор родился и воспитывался до 12 лет. Экспозиция рассказывает о традициях образования и воспитания в семье Римского-Корсакова. В парадной анфиладе первого этажа представлены подлинные вещи первой половины XIX века. Часть предметов проходила реставрацию в Международном центре реставрации в Рождествено. В числе мемориальных экспонатов — рояль, мебель, коллекция подарков, которые присылал из экспедиций старший брат композитора мореплаватель Воин. Новшество в мемориальных комнатах — аудиоспектакль, включивший фрагменты из переписки членов семьи.
Вторая часть экспозиции, развернутая в двух залах первого этажа, — «Образы детства». К ней примыкает интерактивная зона, где можно узнать, как проводили время дети в дворянских семьях.
Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
13 февраля здесь откроется и до 7 марта будет работать выставка Ивана Покровского «соТворение» (14+). Смысл названия — совместный процесс творчества, хрупкий и непостижимый для стороннего наблюдателя.
Это вторая выставка Ивана Покровского в Музее Достоевского (первая состоялась зимой 2016 года). Иван ушел из жизни в 2022 году. Эта выставка, организованная усилиями его вдовы и близких друзей, посвящена памяти художника.
Иван Покровский учился в СХШ им. Б. В. Иогансона, на художественно-графическом факультете РГПИ им. А. И. Герцена, затем учился за рубежом. Художник работал как в живописи, так и в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, активно участвовал в различных выставочных проектах.
Центр современного искусства имени Сергея Курехина
Здесь открылась выставка живописных работ, анимации и фильмов (12+) художника-неоэкспрессиониста Инала Савченкова, активного участника ленинградского андеграунда и группы «Новые художники» в восьмидесятых годах прошлого века.
Живопись Инала Савченкова наполнена фантастическими персонажами, которые находятся в объемном расширяющемся живописном пространстве, словно в бесконечности космоса. Художник работает с идеей исследования пространства и скрытых аспектов Вселенной, находящихся за пределами видимости и человеческого восприятия. Тема бесконечности космоса продолжает идеи русских художников-авангардистов двадцатых годов прошлого века: Казимира Малевича, Михаила Матюшина и Михаила Ларионова.
Художник родился в 1966 году в Новороссийске. В 1982 году переехал в Ленинград. В 1983 – 1989 годах входил в группу «Новые художники» — объединение художников-нонконформистов, основанное Тимуром Новиковым. Савченков участвовал в проектах синтеза искусств, в перформансах оркестра Сергея Курехина «Поп-механика». Он создавал анимацию и видеоролики для рок-группы «Кино», групп «Новые композиторы», «Колибри», «Два самолета». В 1987 году стал одним из основателей группы «Инженеры искусств», участники которой предлагали новую методологию творческой деятельности, преобразовывая информацию из области точных наук в художественное произведение. В конце 1980‑х годов Савченков создал общество «Северный полюс», занимающееся производством кино и анимации.
Комментарии