Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 января

Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 января  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей петербургского авангарда

Выставка «Московский петербуржец (другой Чарухин)» (6+) приурочена к 90‑летию со дня рождения художника.

Николай Чарухин (1934 – 2009) родился в Ленинграде, окончил среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, затем — архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1959 году переехал в Москву, где до 1990 года работал в мастерской «Агитплакат» при Союзе художников СССР.

Отражающие время плакаты Чарухина, несомненно, знакомы людям старшего поколения. Наибольшую известность принес художнику плакат «Пусть всегда будет солнце» 1961 года. Немногие знали, что истинным призванием Николая Петровича была живопись. Живя в Москве, на протяжении нескольких десятилетий он писал удивительные, полные символов картины, почти в каждой из которых зримо или незримо присутствовал родной, любимый и загадочный Петербург. И хотя, как и любой настоящий творец, Николай Петрович испытывал на протяжении своей жизни различные художественные влияния, в том числе воздействие русского авангарда, все же Чарухин-живописец сложился как художник, имеющий свое неповторимое лицо. После смерти художника его вдова передала картины Николая Петровича его другу иконописцу Михаилу Лимонову. На выставке представлена лишь небольшая часть из коллекции Лимонова, но выставка позволяет многим открыть для себя новое имя.

Штаб-квартира Российского географического общества

На этой площадке (пер. Гривцова, 10) проходит выставка «По России в свите наследника» (6+) — результат совместной работы Русского географического общества, музея-заповедника «Павловск», Центрального военно-морского музея.

Создание выставки приурочено к 200‑летию со дня рождения русского художника, путешественника, профессора Императорской академии художеств Алексея Петровича Боголюбова. Он сопровождал цесаревича Николая Александровича (1843 – 1865), старшего сына императора Александра II, в большом путешествии по России на кораблях речного флота в 1863 году. Подобные путешествия были обязательным пунктом образовательной программы будущего государя. Путешествие знакомило цесаревича с Россией, а народ — с будущим правителем.

Боголюбов сделал множество зарисовок, собрал их в альбом «Путешествие по России его высочества наследника цесаревича в 1863 году» и подарил цесаревичу Николаю. Рисунки — бесценный документ русской жизни XIX века — предоставлены на данную выставку ГМЗ «Павловск».

Музей истории города

В Инженерном доме Петропавловской крепости проходит выставка «Петербург. Лето 1703 года» (6+). Она подготовлена Музеем археологии Петербурга в содружестве с Российским этнографическим музеем. Это второй крупный проект, созданный Музеем археологии в Петропавловской крепости. В прошлом году была показана выставка «Археология Петербурга. Начало».

Экспозиция на археологическом материале рассказывает о жизни Приневья в самом начале XVIII века: о жителях этих земель, о русских и шведских крепостях, сооруженных на территории Ингерманландии, о сражениях Северной войны и строительстве крепости Санкт-Питербурх, положившей начало новой столице Российской империи и окончательно закрепившей за Россией приневские территории и выход к Балтике. В экспозиции представлены археологические находки, предметы этнографической коллекции, образцы военного снаряжения, строительные инструменты, а также русские и шведские карты и планы Ингерманландии XVIII века, копии рукописных летописных сводов и книг XVI – XVIII веков, живописные и графические произведения.

В Невской куртине можно видеть и выставку «Несбывшийся Ленинград. Архитектурные проекты ленинградских зодчих» (6+). В собрании Музея истории Петербурга хранится большая коллекция архитектурной графики советского периода, среди которой немало нереализованных проектов. Представленные на выставке работы позволяют дополнить творческую биографию ведущих ленинградских зодчих и дают возможность ознакомиться с различными этапами, пройденными советской архитектурой. Демонстрируется около 70 работ из собрания музея — архитектурная графика, фотографии несохранившихся проектов и воспроизведения с репродукций, опубликованных в периодической печати.

РОСФОТО

Новая выставка «…но зима здесь слишком длинна» (6+) демонстрирует снегопады, заледеневшие реки и каналы, заснеженные набережные, а еще прогулки по льду, узоры на окнах и зимние вечера на снимках легендарных петербургских фотографов.

«Я люблю этот город, но зима здесь слишком длинна» — поется в песне «Город» группы «Кино». Это, пожалуй, очень точно описывает отношение большинства петербуржцев к зиме. Погода Петербурга — неотъемлемый элемент образа города, нашедший отражение в литературе, живописи и графике, народных приметах и устойчивых эпитетах. В нашей зиме наиболее явно и очевидно проявляется всем известное, ставшее своеобразным клише утверждение об изменчивости климата Петербурга.

Для всех фотографов образ Петербурга — один из лейтмотивов их творчества. В этом смысле фотографирование зимой — еще одна возможность увидеть город, найти и запомнить происходящее, по‑другому посмотреть на каноны съемки и классические сюжеты. 

Фотографии 1960 – 1970‑х годов отличают выверенные и строгие композиции, в работах 1980‑х появляется больше непосредственных сцен, неожиданных сюжетов, ближе к 1990‑м и позже авторы экспериментируют с ракурсами и композиционными схемами, техниками печати. И, несмотря на различия авторских эстетик, все работы объединяет присутствие на каждом снимке той особой красоты зимнего Петербурга, на которую мы, возможно, не обращаем внимания, пробираясь сквозь снегопад, мороз и ветер и думая о том, что «зима здесь слишком длинна».

Русский музей

В Мраморном дворце работает выставка «О Родине, о жизни, о себе. Художественное наследие белгородской земли» (0+). Она представляет избранные произведения живописи и скульптуры конца 1940‑х — начала 1990‑х из коллекции Белгородского государственного художественного музея. Среди них работы Сергея Герасимова, Юрия Пименова, Александра Лактионова, Георгия Ряжского, Петра Оссовского и других классиков советского искусства.

Белгородский государственный художественный музей был образован в 1983 году, что и определило состав собрания, включающего выдающиеся отечественные произведения ХХ – ХХI веков, при этом наиболее полно представлена вторая половина ХХ века.

Выставка дает возможность проследить путь развития национальной художественной школы от послевоенных лет, конца 1940‑х годов — времени возвращения людей к мирной жизни, последовавшего затем периода перемен 1950 – 1960‑х годов, середины 1960‑х и 1970‑х годов, породивших плеяду мастеров «сурового стиля», до 1980‑х — начала 1990‑х годов, когда художники и скульпторы отражали глобальные перемены в жизни страны.

Музей музыки

Первый в наступившем году проект музея — «Озарения. Детская выставка в Шереметевском дворце» (0+). На четыре месяца выставочные залы дворца превратились в фантазийный мир детских переживаний и впечатлений. В основу выставки легли воспоминания режиссеров, художников, писателей, композиторов, исследователей и изобретателей — эмоциональные вспышки и неожиданные образы, которые навсегда запечатлелись в их памяти, сформировав личность и повлияв на выбор жизненного пути.

Образ доктора, вылечившего брата, разноцветные одежды крестьянок, собирающих свеклу на полях, загадочная атмосфера пустого театра, полеты на скакалке, бегущие по небу узорные облака, ласка спасенной от гибели собаки, падение с высоты, пробудившее память, — на выставке собраны рассказы о событиях значительных и рядовых. Для маленьких посетителей эти истории озвучены и выстроены в специальный звуковой маршрут, а взрослые могут их прочитать.

Масленичные и рождественские гулянья в детстве очаровывали многих художников, композиторов, режиссеров, актеров, в числе которых Стравинский, Мейерхольд, Добужинский, Нижинские, Бенуа. Например, на Федора Шаляпина, выросшего в очень бедной семье, производил незабываемое впечатление рождественский балаган: «Часами простаивал я перед балаганом, до костей дрожал от холода, но не мог оторваться от упоительного зрелища». Балагану на выставке выделено особое место.

Могут ли детские воспоминания обрести физическое, вещественное воплощение? Или это лишь плод воображения, фантомы, живущие в глубинах нашей памяти? И как они впоследствии формируют нашу жизнь, причудливо воплощаясь в творчестве и выборе жизненного пути? На эти и многие другие вопросы пытаются найти ответы создатели выставки. Пространство выстроено по ассоциативному принципу: здесь есть Мастерская и Павильон, Небо и Игровая, Библиотека и Театр. А еще есть место, где живут детские страхи, и метафорическое пространство природы, такой, какой она бывает только в детстве — бескрайней, таинственной, манящей и бесконечно прекрасной.

ГМЗ «Павловск»

В Павловском дворце открылась выставка, посвященная 200‑летию создания библиотеки Росси (0+).

Большая дворцовая библиотека была построена по проекту Карла Росси. Имя зодчего закрепилось в ее названии. До 1824 года большая часть книжного собрания хранилась в двух залах на третьем этаже центрального корпуса дворца. Новое помещение библиотеки разместили над Галереей Гонзаго. С осени 1824 года дворцовая библиотека стала наполняться книгами, альбомами с рисунками детей и внуков императрицы Марии Федоровны, а также акварелями знаменитых художников, папками с русскими и европейскими гравюрами, гербариями, минералогическими коллекциями, собраниями глиптики и нумизматики. Большая часть поступлений и перемещения коллекций внутри дворца относится к 1825 – 1828 годам. В те времена собрание насчитывало около 20 000 единиц.

На юбилейной выставке представлено 200 уникальных экспонатов из различных частей исторического собрания. Рукописный том воспитателя Павла — Семена Порошина содержит записки о юных годах будущего государя. Книги с экслибрисами хозяев дворца — великого князя (затем императора) Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, трогательные записки их дочерей Александры и Елены к бабушке Екатерине II, портреты детей и их рисунки воссоздают подробности жизни в Павловске. Декларация Александра I на французском языке об освобождении от Наполеона напоминает о парижском походе, а изображение мчащегося фельдъегеря, созданное директором Императорской публичной библиотеки Алексеем Олениным, — о скором возвращении Александра-Победителя в Павловск, где Мария Федоровна приготовила ему торжественную встречу. Альбом с видами Венеции, оформленный эмалями, описание европейского путешествия «графов Северных», медаль по случаю перезахоронения Петра III и Екатерины II, план развески картин в кабинете «Фонарик» Павловского дворца, античные монеты — знаки времени и событий далекого прошлого, память о которых хранит библиотека Росси.

Большая библиотека Павловского дворца содержала «важнейшие сочинения писателей и ученых преимущественно XVIII столетия и первой четверти XIX века» и разнообразные коллекции, за что ее стали называть «Кунсткамерой».

Особенной драгоценностью считалось собрание рукописей «старинных», «новых времен» и «императорской фамилии». Некоторые предметы собрания содержат собственноручные пометки императрицы — заметки-размышления на полях книг; конверты с рукописями императорской фамилии и гравюры — указания императрицы об отправке в библиотеку Павловского дворца. Часть писем Екатерины II, короля Фридриха Великого, его брата Генриха Прусского, герцога и герцогини Вюртембергских хранилась в библиотеке в копиях, в том числе сделанных самой императрицей Марией Федоровной.

После смерти Марии Федоровны Павловский дворец унаследовал ее младший сын — великий князь Михаил Павлович, в 1849 году дворец перешел к великому князю Константину Николаевичу, в 1892-м к великому князю Константину Константиновичу, а затем к великому князю Иоанну Константиновичу. При них поступления в библиотеку были не столь масштабными, но собрание оставалось неприкосновенным.

В 1930 – 1932 годах из собрания библиотеки в Комиссию госфондов, всесоюзное объединение «Антиквариат» и акционерное общество «Международная книга» были изъяты наиболее ценные гравюры, рисунки, рукописи и книги. Геологические и ботанические коллекции были переданы Академии наук, большое количество гравюр, почти вся нумизматическая коллекция (более 3000 предметов) поступили в Эрмитаж. Тунгусские и латинские рукописи XIII – XV веков переданы в Публичную библиотеку.

В 1941 году книги из библиотеки Росси не были эвакуированы; научные сотрудники перенесли их на первый этаж в кабинет «Палатка». Коллекция рукописей библиотеки Росси XVIII — начала ХХ века частично эвакуирована в Новосибирск, архив императорской фамилии — полностью. Оставшиеся во дворце книги и рукописи оказались в замке Танценберг (Австрия). В 1946 году они были возвращены.

Выставка продлится до 28 марта.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии