Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 октября

Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 октября | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Российский этнографический музей

15 октября музей откроет выставку «Культура движения. Выставка о спорте, традициях и образе жизни» (6+). Она расскажет, как культурные традиции определяют спортивные занятия людей и как движение воспринимается человеком.

В диалоге с видами массового спорта на выставке будут представлены этнографические и исторические сюжеты. Через них на примере традиций народов России и сопредельных стран раскрываются культурные особенности движения — игрового и ритуального, праздничного и бытового.

Выставка показывает тему движения современного и традиционного, праздничного и бытового, игрового и ритуального, символического и технологического, раскрывает его культурные смыслы, ценности и мотивации. Герои выставки — наши современники — как своими словами, так и на языке предметов, фотографий и художественных образов расскажут о том, почему, как и зачем они двигаются.

В РЭМ выставка будет работать до 23 марта. Планируется, что после окончания экспонирования в Петербурге она отправится в республики Коми и Бурятия.

Музей космонавтики и ракетной техники им. В. П. Глушко

В Петропавловской крепости открылась выставка «Ракеты пламенный мотор» (6+). Она приурочена к 95‑й годовщине со дня начала работы второго отдела Газодинамической лаборатории.

За годы своей работы в Ленинграде отдел располагался по разным адресам, в том числе в 1932 и 1933 годах — в Иоанновском равелине Петропавловской крепости. Возглавлял это подразделение Валентин Петрович Глушко. В 1930 – 1931 годах в ГДЛ были разработаны и изготовлены первые в СССР жидкостные ракетные двигатели. Подлинные документы и мемориальные предметы, инструменты и приборы 1930‑х годов, фотографии, макеты из собрания Музея истории Петербурга рассказывают о разработках, создании и испытаниях первых реактивных моторов в нашем городе, об организациях и их сотрудниках.

Особое внимание уделено истории передачи двигателя Глушко ОРМ-50 инженерам московской группы изучения реактивного движения, в ходе которой он познакомился с С. П. Королевым на одном из совещаний у маршала М. Н. Тухачевского. Отделы были объединены в московский Реактивный научно-исследовательский институт в 1933 году, где и продолжилась разработка жидкостных ракетных двигателей.

На выставке представлено выдающееся достижение тех лет — двигатель ОРМ-65 на азотно-кислотно-керосиновом топливе и крылатая ракета 212 конструкции С. П. Королева.

Музей искусства Санкт-Петербурга XX – XXI веков

Здесь открылась выставка «Коллекция Николая и Георгия Ботка. Два поколения собирателей» (6+), демонстрирующая одно из самых значимых петербургских собраний искусства XX века.

Коллекция семейства Ботка: Николая — отца и Георгия — сына — хорошо известна в профессиональных музейных кругах. Экспонаты из нее неоднократно участвовали в различных выставках. Однако в таком масштабе, в открытом публичном пространстве коллекция предстает впервые.

Собрание Ботка объемно, располагает предметами искусства разных видов и жанров. Однако в экспозицию войдет чуть более 180 произведений живописи, графики, скульптуры российских авторов. Устроители выставки сознательно пошли на самоограничение, сосредоточившись на показе самого главного, в художественном отношении значимого, того, что с точки зрения культурных явлений составляет корневую основу и ядро коллекции.

Первые четыре десятилетия ХХ века отражены в коллекции скромно, но отмечены важными работами. Традиционный классический реализм послевоенного периода также нашел достойное место в коллекции и, соответственно, в экспозиции выставки. Особый акцент в экспозиции сделан на периоде 1960 – 1980‑х годов советского искусства, на работах шестидесятников, художников так называемого сурового стиля. Со многими из них Николаю Ботка посчастливилось в свое время познакомиться, что сыграло большую роль в коллекционировании работ этого направления. Именно произведения мастеров поколения 1960 – 1980‑х создают репутацию собрания.

Как известно, любая коллекция напрямую связана с личностью владельца. Художественное собрание Николая и Георгия Ботка является одной из значимых частных коллекций Петербурга, представляющей искусство ХХ века как живой динамичный процесс.

Русский музей

18 октября в Михайловском дворце первых посетителей примет выставка «Великий Карл. К 225‑летию со дня рождения К. П. Брюллова» (6+).

Карл Брюллов едва ли нуждается в специальном представлении. Брюллов единственный из русских художников классиче­ского XIX века стяжал при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность. Главное и наиболее широко знакомое публике произведение Брюллова — «Последний день Помпеи». Жемчужина собрания музея после комплексной реставрации предстанет на выставке. При этом Брюллов отнюдь не был «мастером одной картины», создав множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций.

Впервые на выставке будет показан запрестольный образ для домовой церкви графа Н. В. Адлерберга «Христос во гробе», который многими почитается как лучшее произведение Брюллова на религиозную тему. Чрезвычайно богатым и значимым будет раздел, посвященный акварели и рисунку.

На юбилейной выставке «великого Карла» будет представлено около 160 полотен его кисти и 200 – 250 акварелей и рисунков. Кроме того, в экспозицию включены полотна из Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея Академии художеств, Музея А. С. Пушкина, музея-заповедника «Царское Село», Нижегородского художественного музея, Художественного музея Новгорода Великого и частных собраний Петербурга и Москвы.

Музей истории религии

Во входной зоне музея открылась выставка «Разгоняя тьму. Праздники осенне-зимнего цикла» (6+).

На выставке представлены атрибуты праздников и ритуальные предметы, картины, гравюры и скульптура, утварь, светильники и монеты — всего более 50 экспонатов. Они раскрывают смысл праздников урожая в арха­ических обществах, индийского праздника Дивали, праздников Суккот и Рош-ха-Шана в иудаизме, дня середины осени в Китае, христианских праздников осенне-зимнего периода — Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покров и других.

В большинстве культур свет воспринимается как нечто положительное, а тьма — как таинственное и пугающее. Но эту тьму можно разогнать — именно поэтому в это время года устраивают праздники, сопровождаемые защитными ритуалами и, зачастую, возжиганием огней для вытеснения темного пространства светом и теплом. Для архаических обществ это был период благодарности духам за урожай и улов, смены образа жизни на более оседлый.

Среди самых интересных экспонатов — статуэтка бога Осириса (Древний Египет, VII в. до н. э.), бронзовая статуя Цзонхавы (Китай, XVIII в.), живописное полотно «Осень» (Италия, нач. XVII в.), набор открыток, посвященных еврейским праздникам, головной убор зороастрийца и другие.

Музейно-выставочный центр «Петербургский художник»

Здесь (наб. реки Мойки, 100) открылась выставка Международного центра Рерихов «Вселенная Мастера» (6+). Она посвящена 150‑летию со дня рождения выдающегося русского художника, ученого, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Цель юбилейной экспозиции — подробно отразить его жизнь и творчество. Тематические разделы посвящены основным вехам жизни, общественной и творческой деятельности мастера: учеба в петербургской Академии художеств под руководством А. И. Куинджи, общение с Иоанном Кронштадтским и Л. Н. Толстым, встреча с Е. И. Шапошниковой, путешествие по старинным городам Руси, создание культурных учреждений в Америке, Центрально-Азиатская экспедиция, подготовка и подписание первого в истории договора по охране объектов культуры, известного как Пакт Рериха, основание в долине Кулу гималайского института научных исследований «Урусвати».

На выставке представлены 174 фотографии из архива Рерихов, репродукции картин, информационные материалы с высказываниями видных политических и общественных деятелей России и Индии. Все это поможет зрителю погрузиться во вселенную Рериха и проследить долгий плодо­творный путь художника.


#ВЫСТАВКА #МУЗЕЙ #КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ

Комментарии