Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 декабря

Вернисаж: выставки в Петербурге с 12 декабря  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Музей истории религии

Выставка «Экотропа по Музею истории религии» (6+) приглашает погрузиться в исследование вопросов о месте человека в окружающем мире, взаимоотношениях человека, животных и растений.

В культурно-религиозных традициях мира можно найти множество сюжетов на тему экологии и связи человека с миром природы. По самым ярким из них зрителей проведут художественные работы, появившиеся в постоянной экспозиции. Это результат сотворчества музея с художниками из Психоневрологического интерната № 1 Зеленогорска.

Темами для творческого переосмысления стали сюжеты из Ветхого и Нового Завета, предания о сотворении мира у народов Сибири и Дальнего Востока, мифы Древнего Египта, персонажи индуистского и китайского пантеонов. 22 произведения выполнены в разных техниках: рисунки акварелью, гуашью, карандашом, расписная керамика.

Самому старшему участнику выставки 86 лет, а самому молодому 28. Их работы — впечатления и переживания от взаимодействия с музеем.

* * *

12 декабря  на этой же площадке начнет работу выставка «В. М. Васнецов и его последователи» (6+). Коллекция насчитывает более десяти работ известного художника: рисунки, эскизы для монументальных росписей и мозаик; монументальные настенные полотна и небольшие по размеру станковые произведения, в том числе и произведения прикладной графики.

Первый раздел выставки демонстрирует ключевые этапы в творчестве мастера — от ученического рисунка до работы над росписями Владимирского собора в Киеве и написания полотен для храма Св. Георгия в селе Гусь Владимирской губернии, созданных по заказу мецената Ю. Нечаева-Мальцева. Наряду с произведениями на религиозные сюжеты будет представлен образец исторической живописи Васнецова — «Куликовская битва» и выполненные им для трапез царственных особ художественные меню в стиле историзм. Замыкает раздел последняя работа мастера — Крест-распятие, законченная за несколько дней до смерти.

Второй раздел расскажет о широком признании религиозной живописи Васнецова в конце XIX — начале XX века и представит работы его последователей — иконописцев Ф. Грязнова, В. Гурьянова, И. Шептунова, А. Вашурова и других.

РОСФОТО

13 декабря здесь откроется выставка «Ленинград — Петербург в объективе Сергея Компанийченко» (0+).

Масштабная выставка петербургского фотожурналиста представит свыше 140 черно-белых авторских отпечатков, отражающих более 50 лет истории. В их числе репортажная съемка переломных 1980 – 1990‑х годов, портреты политиков и деятелей культуры, фотоочерки об уникальных событиях.

И все же главный герой работ Компанийченко — город. На снимках предстает Ленинград — город важных общественных событий и исторических изменений и Санкт-Петербург — город архитектуры и мостов, памяти и времени.

Русский музей

15 декабря в Строгановском дворце откроется выставка «Военные парады. Фарфор, акварели» (0+). Она посвящена столетней традиции изготовления Императорским фарфоровым заводом кабинетных «военных» тарелок с изображением униформы императорской армии.

Начавшись в 1810‑е годы при императоре Александре I, эта традиция продолжалась до 1910‑х. Особенное внимание «военным» тарелкам уделяли императоры Николай I, обожавший парады и военную форму, и продолживший дело отца Александр II. Тарелки выпускались сериями, объединенными темой и оформлением. По цвету и декору бортов тарелок их так и называют: «красная», «бирюзовая», «сиреневая», «золотая». К росписи тарелок привлекались лучшие художники завода: В. Елашевский, М. Крюков, В. Мидин и другие.

Перед зрителями развернется не только фарфоровый, но и графический «парад»: помимо тарелок будут показаны рисунки и литографии, служившие источниками или эскизами росписей, выполненные известными художниками «мундирного» жанра: Л. Белоусовым, А. Зауервейдом, В. Мазуровским, К. Пиратским, А. Шарлеманем. В Русском музее сохранились полные комплекты акварельных эскизов к двум сериям «военных» тарелок — «сиреневой» и второй «золотой».

Дополнят выставку живописные изображения столичных военных смотров и скульптурные портреты императоров в военной униформе.

Российская национальная библиотека

В отделе эстампов и фотографий библиотеки на пл. Островского, 1 – 3, открылась выставка арт-объектов «Современная книга художника» (12+). Впервые представлено свыше 50 работ современных художников, включая созданные в этом году и ранее не выставлявшиеся, в том числе — в экспериментальной форме «книга скульптора».

Книга художника — самостоятельное произведение, выполненное вручную в единственном экземпляре или небольшим тиражом. Она не похожа на обычное издание, в ней может не быть текста. Это коллекционно-музейный экспонат, над которым автор работает годами.

Выставка — панорама современных художественных практик — разных подходов к созданию авторской книги. Каждую неделю страницы книг будут переворачивать, обновляя экспозицию, демонстрируя все новые образы представленных произведений.

Среди экспонатов — инсталляции петербургских мастеров, чьи произведения входят в крупнейшие российские и иностранные собрания. На выставке представлены авторские книги семи художников и двух скульпторов.

Основоположником жанра принято считать английского поэта и визионера Уильяма Блейка (1757 – 1827). В России книгу художника создавали футуристы, а в конце XX века расцвет отечественной авторской книги связан с именем Михаила Карасика.

ГМЗ «Павловск»

В библиотеке Росси Павловского дворца открылась выставка «В этом имени целая эпоха. Великая княгиня Елена Павловна в России» (0+).

Великая княгиня Елена Павловна (1806 – 1873), урожденная принцесса Шарлотта Вюртембергская, вошла в русскую историю как покровительница науки и искусства, поборница отмены крепостного права, основательница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия и Клинического института для усовершенствования врачей. В уходящем году исполняется 200 лет с момента ее приезда в Россию и 150 лет со дня ее смерти.

Представленные на выставке живописные портреты, графика и скульптура, письма и документы рассказывают о жизненном пути Елены Павловны. Так, листы альбома Александра Плюшара «Собрание видов Санкт-Петербурга и окрестностей» хранят ремарки юной великой княгини.

Изображения Павловска напоминают, что с 1824 года супруги здесь проводили летний сезон — для них был заново обустроен деревянный Константиновский дворец на берегу Центрального Розовопавильонного пруда.

Кроме вещей из собрания музея-заповедника «Павловск» на выставке представлены экспонаты из Эрмитажа, Русского музея, Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) и Государственного архива РФ.

ГМЗ «Гатчина»

В Гатчинском дворце открылась выставка «Империя смотрит на Восток» (6+).

Осенью 1890 года из Гатчины по Варшавской железной дороге отправилась небольшая делегация, которую возглавил 22‑летний цесаревич — будущий император Николай II. Его ждали страны Востока — Египет, Индия, Китай, Япония. Дипломатическая миссия цесаревича стала крупным историческим событием своего времени. Кроме того, впервые в российской истории наследник увидел своими глазами Сибирь и Дальний Восток, а также их жителей — своих подданных.

Выставка посвящена не только дипломатической миссии последнего императора России. Большинство ее экспонатов относится к периоду от конца правления Николая I до завершения царствования Николая II, но есть и более ранние и редкие предметы, привезенные в Россию еще при Петре I. Перед посетителями предстали костюмы народов Кавказа, Сибири и Дальнего Востока, шедевры восточных мастеров, пятиметровый макет транссибирского экспресса.

В проекте, организованном музеем-заповедником «Гатчина», принимают участие Эрмитаж, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Российский этнографический музей, Библиотека Российской академии наук, Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, музей-заповедник «Царское Село», Музей истории религии, РНБ, Российский государственный исторический архив, Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.


#выставка #музей #культурные события

Комментарии