Вернисаж: выставки в Петербурге с 11 февраля
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Музей Академии художеств
В парадных залах музея открылась выставка «Образы счастья» (0+). Она объединила больше 120 живописных произведений из собрания музея, иллюстрирующих основную тему советской живописи первых послевоенных десятилетий, — тему радостного восприятия мира.
Советская живопись первых послевоенных десятилетий — уникальное явление в истории советской академической школы. Наступившее после войны время надежд формирует новую творческую концепцию советских художников. Этим обусловлен выбор сюжетов, связанных с темами героического противостояния человека и природы или радостного открытия новых «географических» пространств, включая мир космоса, отражающих участие каждого в деле преображения послевоенного мира, внимание к повседневной красоте человеческой жизни.
Молодые люди, в основном студенты Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина и Московского института им. И. В. Сурикова, ученики известных мастеров живописи, вдохновленные грандиозными задачами послевоенного восстановления и строительства нового коммунистического общества, искренне и воодушевленно создавали в портретных и жанровых композициях образы счастья. Многие авторы экспонируемых картин стали в последующие десятилетия известными советскими художниками.
Музей истории религии
Выставка «Святые «грешники» (14+) посвящена понятию греха в авраамических религиях (иудаизме, христианстве и исламе). Она знакомит посетителей с рассказом о грехопадении, раскрывает понятия искушения, воздаяния и Страшного суда, а также рассказывает, какие пути искупления совершенных грехов предлагают эти религии.
На выставке экспонируется около 90 музейных предметов: живопись и графика, гравюры и шамаилы (настенные панно), амулеты и обереги, вериги аскетов и плети для самобичевания и даже подлинная индульгенция XIX века. Наряду с широкой палитрой людских грехов посетители выставки могут ознакомиться с удивительными примерами духовного преображения, когда самые закоренелые грешники смогли достичь высот святости.
Среди персонажей выставки — библейские Адам и Ева, Каин и Авель, библейский царь Давид, пророки Моисей и Иона, апостол Петр и Мария Магдалина, а также многочисленные святые, прославившиеся своей борьбой с искушениями и грехом.
Русский музей
16 февраля в Мраморном дворце откроется персональная выставка петербургской художницы Наталии Земляной, которая представит около 80 живописных и пастельных произведений 1990‑х и 2000‑х годов (0+).
Наталия Земляная принадлежит к четвертому поколению художников, развивающих идеи органической культуры, первопроходцами которой были Василий Кандинский, Михаил Матюшин и их последователи. Но на ее творчество влияние оказала линия развития отечественного искусства, связанная с «Эрмитажной школой» конца 1960 – 1980‑х годов, в свою очередь восходящей к идеям русского авангарда.
Выставка демонстрирует работы из разных циклов, над которыми Наталия Земляная работает на протяжении всего своего творчества. Их условные названия: «Простые фигуры», «Птицы», «Структуры», «Квадраты», «Овалы», «Круги, «Лабиринты», «Ангелы» помогают ориентироваться в сложном художественном мире мастера. Также на выставке представлены работы из циклов «Портреты», «Цветы».
РОСФОТО
На этой площадке открылась выставка «Отец и сын. Евгений и Георгий Максимовы. Фотографии из семейного архива» (0+). Она рассказывает о непростой судьбе двух выдающихся людей, которые, несмотря на ближайшее родство, прожили жизни в совершенно разных эпохах отечественной истории.
Первая часть экспозиции посвящена кинооператору Георгию Максимову и представляет зрителям редкую возможность погрузиться в эпоху 1920 – 1930‑х годов и увидеть кадры со съемок выдающихся фильмов советского кинематографа, среди которых «Подруги», «Человек с ружьем», «Шахтеры», а также созданные по заказу киностудий «Ленфильм» и «Белгоскино» портреты актеров Янины Жеймо, Зои Федоровой, Николая Черкасова, виды Петербурга и личные фотографии автора.
Другая часть выставки посвящена Евгению Максимову. Он не был профессиональным фотографом, но, будучи человеком незаурядной судьбы, оставил после себя фотографическое наследие. Зрители видят оригинальные дореволюционные фотографии — коллекцию раскрашенных диапозитивов периода Англо-бурской войны, а также личные вещи офицера царской армии.
Проект открывает серию выставок РОСФОТО, посвященных исследованию феномена семейного альбома, экспозиция будет открыта для посетителей по 2 апреля.
Петербургский союз художников
В выставочном центре открылась выставка работ художников издательства «Речь» (0+). За четверть века этим издательством были выпущены книги с работами иллюстраторов, составивших славу отечественной художественной школы. Более 1000 работ более чем 100 художников за это время были открыты читателям.
Издатель Леонид Янковский вернул читателям множество книг, вошедших в золотую коллекцию мировой детской иллюстрации, но потерянных в смене эпох. Так вернулись иллюстрации Саввы Бродского. Изданные в последний раз в 1987 году в ненадлежащем формате и качестве, они были практически забыты. В 2018 году вышло первое издание сборника Шекспира, в котором иллюстрации Бродского были представлены в том виде, как их задумал художник, — расположенные на трехстворчатых клапанах, они, словно театральные декорации, распахивают перед читателем мир шекспировского театра. Книга выдержала уже пять переизданий. С рисунками Бродского также вышли «Дон Кихот», «Спартак», «Бегущая по волнам», «Бабий Яр», «Пер Гюнт» и совсем недавно — «Шинель» Гоголя.
В «Речи» вышли книги с иллюстрациями лауреата премии Андерсена Игоря Олейникова и Георгия Траугота.
Отдельного внимания заслуживает работа с новыми авторами. Читатели любят книги с иллюстрациями Геннадия Калиновского, Елены Базановой, нежные акварели Ольги Фадеевой и «бродилки» Александра Голубева.
Комментарии