Вернисаж: выставки в Петербурге с 10 января
ФОТО: Pixabay
Эрмитаж
В Гербовом зале Зимнего дворца 14 января откроется выставка «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова» (0+). Она представит 136 предметов из сервизов российских императоров.
Дар Карисалова пополнил музейное собрание изделиями из 12 императорских сервизов, созданных на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, на Мейсенской и Берлинской фарфоровых мануфактурах в периоды правления от Елизаветы Петровны до Николая II. Произведения русского и европейского фарфора ранее украшали высочайшие столы, хранились в Сервизной кладовой Зимнего дворца и других императорских резиденциях, в том числе во дворцах Петергофа, Царского Села, Гатчины.
Наиболее ранний экспонат — тарелка из мейсенского Андреевского сервиза, поднесенного императрице Елизавете Петровне в 1745 году саксонским курфюрстом Фридрихом Августом II (он же король польский Август III). Этот комплекс дополняют саксонские, берлинские, русские доделки сервиза середины — третьей четверти XIX века, свидетельствующие о востребованности комплекта при российском дворе.
С мейсенским Охотничьим сервизом, заказанным Екатериной II в подарок для ее фаворита графа Григория Орлова, соотносятся доделки, созданные на Императорском фарфоровом заводе в XIX веке во время правления Александра II.
Демонстрируется тарелка из Яхтинского сервиза, по легенде, изготовленного к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 году. Это первый из сервизов русского фарфора, положивший начало посудным ансамблям для столового убранства императорских яхт в XIX веке.
Большой комплекс составляют предметы Вседневного сервиза (1780 – 1830‑е) с цветочной росписью, который находился в обиходе Зимнего дворца со времени правления Екатерины II и вплоть до начала царствования Николая I. Набор ординарной посуды предназначался главным образом для сервировки повседневного императорского стола, в том числе и больших застолий.
Музей истории города
В Комендантском доме Петропавловской крепости открылись новые экспозиционные залы «История Санкт-Петербурга. Век XVIII» (0+). Это часть главной экспозиции музея, посвященной дореволюционной истории города на Неве. Этим проектом музей завершил год, посвященный празднованию 350‑летия Петра Великого.
Экспозиция, рассказывающая об истории Санкт-Петербурга от основания до 1917 года, впервые была открыта в Комендантском доме в 1975 году. В XXI веке назрела необходимость ее обновления. В 2003 году, к 300‑летию города, часть экспозиции, охватывающая период с 1830‑х до 1918 года, была обновлена. Залы, посвященные истории основания Санкт-Петербурга и первого века существования города, также требовали преобразований. Эту задачу музей решил в ушедшем году.
Новая экспозиция основана на предметах и документах из собрания Музея истории Санкт-Петербурга, Эрмитажа, Русского музея, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива древних актов, Библиотеки Академии наук. Исторические экспонаты дополняют современные аудиовизуальные и мультимедийные интерактивные технологии.
Музей-квартира Исаака Бродского
На площади Искусств, 3, открылась выставка Rembrandt. Magnum opus (0+). В нее вошли гравюры великого голландского живописца, рисовальщика и офортиста XVII столетия Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669) из коллекций Музея Академии художеств и научной библиотеки Российской академии художеств, а также офорты, созданные в XVII – XIX вв. его последователями.
Этой выставкой Музей Академии художеств начинает цикл, посвященный любимым художникам Исаака Израилевича Бродского, оказавшим влияние на развитие его таланта. Первая не случайно посвящена одному из крупнейших представителей золотого века голландской живописи.
Экспозиция «Рембрандт. Гравюра» предлагает посетителям ознакомиться как с произведениями великого голландского мастера, так и с работами студентов Императорской академии художеств, для которых работы Рембрандта Харменса ван Рейна служили образцами для изучения и копирования.
Музей печати
На этой площадке проходит выставка, представляющая работы участников объединения «Петербургский экслибрис» (0+).
Созданное в 2016 году энтузиастами и популяризаторами искусства экслибриса и графики малых форм Надеждой Ивченко и Виктором Кобзевым, объединение координирует деятельность художников, искусствоведов, книговедов, коллекционеров и музейных работников в области создания, изучения, распространения прикладной и станковой графики, осуществляет связи с национальными организациями, клубами, ассоциациями библиофилов и экслибрисистов.
С 2016 года «Петербургский экслибрис» провел более 55 групповых и персональных выставок. Посетители увидят новогодние и рождественские открытки, станковую и книжную графику.
Дом журналиста
13 января здесь откроется выставка «О походах наших, о боях с врагами»: русские писатели — военные корреспонденты» (0+). Ее основу составят материалы из фондов Российской национальной библиотеки. Выставка расскажет о писателях, в разное время освещавших военные действия на фронтах Родины.
Первым писателем-военкором можно считать участника обороны Севастополя Льва Толстого. Очерк «Севастополь в декабре 1854 года», написанный им на поле боя, был опубликован уже в 1855 году.
Официально корреспонденты, представлявшие российские газеты, стали направляться в армию во время Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Среди выдающихся военных журналистов того периода — Василий Немирович-Данченко, старший брат известного режиссера. В 1876 году он был награжден Георгиевским крестом за участие в сербско-турецкой войне. О ходе сражений Русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов он рассказывал на страницах газеты «Новое время». Статьи Немировича-Данченко сразу приобрели популярность, их перепечатывали ведущие издания Европы, Америки и даже Турции. Во время Русско-японской войны 1904 – 1905 годов он был военным корреспондентом газеты «Русское слово», награжден орденом Святого Станислава II степени с мечами. Как военкор участвовал также в Первой мировой войне.
На выставке представлен боевой путь Всеволода Крестовского (автора романа «Петербургские трущобы»), Валерия Брюсова, Ильи Эренбурга, Константина Симонова, Евгения Долматовского. Особое внимание уделено корреспондентам, освещавшим оборону Ленинграда, — Николаю Тихонову, Всеволоду Вишневскому, Павлу Лукницкому.
Комментарии