Вернисаж: выставки в Петербурге
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Аnna Nova
До 10 декабря в галерее современного искусства открыта персональная выставка Андрея Кузькина «жить забыть жить забыть» (16+).
Экспозиция состоит из проекта «Я еще жив. Я еще жива» и масштабной инсталляции «Дар забвения, или Формула пустого мира».
Первый проект — интерактивный. Художник предлагает всем желающим написать на подготовленных белых листах текст: «Я еще жив(а)», подписать полным именем и фамилией, поставить подпись. «Расписку» тут же окантовывают в рамку, вешают на стену, она становится частью экспозиции.
Так, по замыслу художника, подчеркивается, с одной стороны, хрупкость и временность жизни, с другой — ценность каждого из живущих.
Инсталляция «Дар забвения, или Формула пустого мира» посвящена проблемам памяти.
Санкт-Петербургский музей игрушки
До 15 января открыта выставка «Просто Барби» (12+).
На выставке представлены 150 винтажных кукол 1960–1990‑х годов. Это и Барби в одежде от известных модельеров, и лимитированные выпуски кукол, посвященные художникам, таким как Моне, Ренуар и Ван Гог. Кроме кукол на выставке можно увидеть домики Барби, мебель, кукольные предметы интерьера. В общем — целый кукольный мир.
Музей игрушки предлагает посетителям выставки «Просто Барби» отказаться от предвзятости: как со знаком плюс, так и со знаком минус. Посмотреть на Барби как на эстетический объект, проследить эволюцию образа этой куклы, в которой отразилась история второй половины XX века, перемены в социальной жизни, взаимоотношениях мужчины и женщины, психологии, а также стиле и моде.
Эрмитаж
21 октября в галерее графики Государственного Эрмитажа (Зимний дворец, залы № 324 – 328) начнет работу выставка «Рисунки старонидерландской школы» (6+).
Она включает в себя 72 листа и хронологически охватывает приблизительно полтора столетия — с 1430‑х до 1580‑х годов. С того времени, когда бургундский герцог Филипп Добрый объединил под своей властью существовавшие на этих землях феодальные владения, и до тех пор, когда Старые Нидерланды фактически распались в ходе гражданской войны на протестантскую Голландию и католическую Фландрию, оставшуюся под властью испанских королей.
Представленные на выставке рисунки разнообразны по своим сюжетам, назначению и технике исполнения. Эскизные наброски пером и кистью соседствуют с листами, выполненными в изысканной технике серебряного карандаша, натурные этюды — с композициями на библейские, аллегорические и мифологические сюжеты, свободные импровизации — с тщательно проработанными проектами гравюр, витражей и шпалер. Среди экспонатов выставки — работы Петруса Кристуса, Яна Госсарта, Мартена ван Хемскерка, Питера Кука ван Альста, Корнелиса Массейса, Гиллиса Мостарта, Ханса Бола и других крупных мастеров. Многие листы никогда прежде не выставлялись и не воспроизводились в печати.
Мраморный дворец
20 октября в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка арт-группы ГрОМ «Жилище будущего» (12+). Представлено 24 произведения — цифровые крупномасштабные картины, часть из которых создана при помощи искусственного интеллекта.
Работы напечатаны на фотобумаге и накатаны на крупноформатные алюминиевые панели. Зрителю предлагаются образы жилища будущего. Это библиотека, оранжерея, спортзал, офис, какой‑то машинный зал, даже технологический подвал… При всех научно-фантастических придумках эти образы не слишком отличаются от традиционных: функции человеческого жилья меняются не так стремительно, как технологии.
Выставка продлится до 8 января 2024 года.
Русский музей. Садовый вестибюль Михайловского дворца
20 октября здесь открывается выставка, посвященная одному из ярких представителей жанровой живописи второй половины ХIХ — начала ХХ века Ивану Ивановичу Творожникову (6+).
В основу замысла большинства его работ легли типичные явления из хорошо знакомой ему сельской жизни, проникнутые сочувствием к тяжелой доле и переживаниям людей русской деревни.
Творожниковым, выходцем из крепостного крестьянства, была создана целая галерея колоритных образов односельчан, написанных уверенной, свободной кистью. Он принимал активное участие в выставочной жизни, экспонируя свои произведения не только в России, но также в Западной Европе и Америке. Многие из картин мастера часто репродуцировались и приобретались как частными лицами, так и крупнейшими государственными музеями.
Имя Творожникова, широко известное при жизни, практически незнакомо современным любителям искусства. Вместе с тем Русский музей обладает самой значительной коллекцией его работ. Возвращая забытое имя, выставка знакомит с лучшими живописными и графическими произведениями художника из собрания Русского музея.




Комментарии