Вернисаж: выставки в Петербурге
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Русский музей
На втором этаже Корпуса Бенуа открылась выставка «Анна Семеновна Голубкина (1864 – 1927). К 160‑летию со дня рождения» (6+).
28 января исполнилось 160 лет со дня рождения русского скульптора Анны Семеновны Голубкиной. В Русском музее ее творчество представлено на основной экспозиции в Корпусе Бенуа и в двух открытых фондах скульптуры в Михайловском замке. На юбилейной выставке экспонируются характерные произведения скульптора разных лет.
«Женская голова» создана в 1902 – 1903 годах, когда Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Ее успехи были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. Долгое время произведение Голубкиной, выполненное скульптором в начале творческого пути, находилось в Париже. Только в 1938 году удалось привезти его в московский Музей-мастерскую Голубкиной, откуда в 1953 году он был передан в Русский музей.
Скульптор вспоминала, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах — пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Образное решение группы «Кочка» проникнуто символикой, фигурки детей будто притаились и притихли, пребывая одновременно как в реальном, так и в сказочном мирах. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра Николаевна и Вера Николаевна Голубкины.
Портрет архитектора Анатолия Оттовича Гунста создан в бронзе. Архитектор был организатором классов изящных искусств, открытых в 1886 году в Москве. Это было одно из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к незаурядному таланту молодой художницы, принял ее без вступительных экзаменов и освободил от платы за обучение.
Отлитый в бронзе портрет Льва Николаевича Толстого — последний завершенный портрет работы Голубкиной, созданный в 1927 году по заказу московского Музея Л. Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством, думала и говорила о нем. Это позволило создать образ исполина мысли, не скованный чужими представлениями.
Музей Академии художеств
В Музее-квартире А. И. Куинджи в Биржевом переулке открылась выставка «Братья Чернецовы. Художники и путешественники» (6+). Она посвящена творчеству братьев Григория Григорьевича (1802 – 1865) и Никанора Григорьевича (1805 – 1879) Чернецовых, выдающихся представителей русской пейзажной школы первой половины XIX века.
На выставке представлено более двадцати произведений братьев Чернецовых из собрания Музея Академии художеств, в их числе живописные работы, графика, этюды, а также коллекционный альбом «Виды России», иллюстрированный гравюрами по оригиналам Н. Чернецова, из собрания научной библиотеки Российской академии художеств.
Братья Чернецовы соединили академическую выучку с чистотой и точностью «венециановского» видения природы. Их художественное наследие поражает многообразием. Это картины дворцовых интерьеров и великолепных парадов, сказочные восточные виды и образы моря, развалины Рима и горы Кавказа. Но в первую очередь привлекают зрителя скромные пейзажи России, с одной стороны, предельно реалистичные, а с другой — полные сдержанного романтического чувства. Уникальным явлением русского искусства стали панорамы волжских берегов, сделанные братьями с натуры во время их путешествия по Волге в 1838 году.
Приблизительно в 1850 году братья Чернецовы поселились в доме купца Меняева в Биржевом переулке, где сейчас расположен Музей-квартира А. И. Куинджи. Братья жили здесь до смерти Григория в 1865 году, вскоре после этого Никанор переехал. Множество работ из «музея» Чернецовых было впоследствии приобретено Академией художеств, наиболее интересные из них представлены на выставке.
Комментарии