Вера Холодная и осьминог. Раритетные киноплакаты представили в Петропавловской крепости

Пятьдесят раритетных изданий представлено на выставке «Петроград. Образы кино - осколки реальности. Киноплакат 1914 - 1919 годов» из собрания Музея истории Петербурга, которая открылась в Петропавловской крепости.

Вера Холодная и осьминог. Раритетные киноплакаты представили в Петропавловской крепости | Плакат к фильму «Отравленный славой». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Плакат к фильму «Отравленный славой». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Большинство плакатов выставляются впервые. Многие немые фильмы по разным причинам не сохранились. Существует версия, что после революции из качественной пленки добывали серебро. Плакаты остались единственным свидетельством бурного времени, когда фильм продолжительностью 40 минут снимался за три дня и немедленно выбрасывался в прокат. В 1913 году было выпущено 129 картин, в 1916-м - 500. Только в Петербурге работало 229 кинотеатров. В одной советской книге говорится, что в России тех лет кино ежедневно смотрели 2 млн человек.

Названия киностудий - «А. Ханжонков», «Г. Либкин» и некоторые другие знакомы киноманам. Имена художников известны меньше, тем более что сведения о многих скудны. Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Мария Терехова, куратор проекта (к открытию выставки издан роскошный альбом-каталог), она видела свою задачу в том, чтобы показать «эстетику китча на фоне высокой трагедии революционных лет». Для немого кино плакат был всего лишь фантиком, оберткой для продвижения продукции на экраны. Любопытно, что, несмотря на революцию, наибольшим спросом как в 1914-м, так и в 1919 году пользовались мелодрамы из светской жизни.

Хронологические рамки выставки определили два обстоятельства. Начальная веха - 1914 год, когда уходит в прошлое монтажный фотоплакат с несколькими кадрами и текстовыми пояснениями. Они были ненаглядны и не «били по голове», если пользоваться определением рекламы Корнея Чуковского. Художники стали использовать броские цветовые пятна, графичный контур, убирали лишние детали. Финальная веха - 1919 год, когда киноиндустрия была национализирована и началось советское кино.

Мы попросили Терехову показать главные хиты выставки. Она начала с плаката Михаила Вернера «Столичный яд». К героине в исполнении Веры Холодной подбирается страшный зеленый осьминог. Рядом находится динамичный плакат неизвестного автора к фильму «Страстей бушующее море». В нем снимался молодой Михаил Чехов.

Активно работал в жанре киноплаката Михаил Кальмансон. Плакат с красоткой на красном фоне создан для фильма «Дочь Анны Карениной». Ушлые продюсеры утверждали, что найден сценарий, записанный со слов Льва Толстого. Кальмансону принадлежит плакат к фильму «Царь Иван Васильевич» с Федором Шаляпиным в главной роли. Кинокритики отмечали, что немое кино не для оперного певца.

Ярославский художник Александр Малыгин был автором плаката к народной драме «Дядя Влас» по стихотворению Николая Некрасова. Модерновый плакат - девушка, роняющая алые розы, - создал для мелодрамы «Поэт и падшая душа» Николай Кузнецов, участник знаменитой группы «Бубновый валет».

На примере драматичного плаката с выстрелами к фильму «Негодяй» выставка знакомит зрителя с художником П. Житковым, о котором ничего не известно. Еще одна загадка - плакат «В тисках кровавых преступлений». На нем указано имя популярного актера Александра Волкова, но в его биографиях такой фильм не упоминается.

Выставку завершает показ итальянского фильма «Война и мечта Моми». Сюжет основан на детском сне, в котором игрушечные солдатики оживают и отправляются на войну. Художник Иван Ефимов создал многофигурный плакат «Вот что снится нашим детям в дни кровавые войны».

#выставка #история #плакат

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6307) от 24.10.2018 под заголовком «Вера Холодная и осьминог».


Комментарии