erid: 2VtzqvVAvA4

Венгерский танец на бис. В Филармонии выступили Денис Мацуев и Владимир Спиваков

Пианист Денис Мацуев и скрипач Владимир Спиваков впервые за несколько десятилетий выступили в дуэте в Большом зале Филармонии, представив программу камерной музыки «Путешествия по Европе».

Венгерский танец на бис. В Филармонии выступили Денис Мацуев и Владимир Спиваков | ФОТО Kiwihug on Unsplash

ФОТО Kiwihug on Unsplash

Выступление звездного дуэта напомнило старожилам Филармонии, какой была афиша этого легендарного концертного зала лет пятьдесят назад, когда каждый концерт cтановился событием в истории не только российского, но и мирового исполнительского искусства. И Денис Мацуев, и Владимир Спиваков в последние пять лет стали появляться на сцене Большого зала намного регулярнее, чем когда‑либо. Дениса можно слышать здесь несколько раз на протяжении сезона либо в сольном концерте, либо как солиста с оркестром. Владимир Теодорович выходит как дирижер Национального филармонического оркестра России. Вместе же эти музыканты по­явились несколько месяцев назад в программе «Площади искусств», чтобы исполнить Третий фортепианный концерт Рахманинова. Но как солиста Владимира Спивакова в нашем городе не слышали уже почти двадцать лет.

Музыканты выбрали для первой части программы две большие сонаты — Третью сонату для скрипки и фортепиано Иоганнеса Брамса и Сонату ля-мажор Сезара Франка. Все дальнейшее в афише было названо «Избранные бисы», которые не раскрывались даже в прог­раммке, собственно, как никогда не анонсируются бисы, которые артисты играют обычно в случае успешного приема публикой, на подъеме их эмоций и настроения.

Владимир Спиваков спустя многие годы напомнил о себе как о скрипаче романтической традиции с его сверхчутким отношением к просветленно-полетному звуку. Даже самую трагическую из трех скрипичных сонат Брамса он сумел исполнить так, что как минимум смягчил у слушателей чувство трагедии. Либо же время поменялось настолько радикально, что казавшееся трагическим композитору в конце XIX века сегодня таковым уже не является. И сейчас это новое чувство трагического нужно передавать уже иными выразительными средствами. Ре-минор — тональность четырехчастной сонаты Брамса — в руках Спивакова словно избавилась от креста трагизма, которым ее наделяли со времен Реквиема Моцарта. Возникло чувство, которое испытываешь при чтении стихов Ахматовой или Бродского, — даже самое страшное они интонируют в преображенном регистре, взглядом с высоты птичьего полета.

В этой сонате поразительно было слышать рядом с солирующим скрипачом и второго игрока — пианиста, как будто ушедшего в тень, обернувшись аккомпаниатором. Денис Мацуев укротил свой привычный темперамент, представ исключительным ансамблистом, утонченным камерным исполнителем, ловящим удовольствие от совместной игры с равновеликим коллегой. В алхимии дуэта не чувствовалось, что одному из игравших скоро 50, а другому — 80: в музыке каждому было лет по двадцать пять. В Сонате Франка выдающийся скрипач современности Спиваков проявил себя как ценитель тонких ароматов, обостренных чувств. В ней слышался и импрессионист Дебюсси, и мелодист Пуленк, и в то же время — шлейф австро-немецкой музыкальной традиции.

Время для долгожданных бисов было открыто одним из наиболее часто бисируемых номеров — «Размышлением» из оперы «Таис» Массне. Это симфоническое интермеццо в опере отражает момент внутренней трансформации главной героини с земного низа чувственных наслаждений гетеры в высоту измерений духа. Но в руках Владимира Спивакова это «Размышление», или, его более точное название, «Медитации», получило широкий простор для излияния именно чувственности в ее тончайших градациях.

Французской музыке в путешествиях на бис было уделено больше всего внимания. После Франка была знаменитая «Хабанера» Равеля, за которой последовал томный, элегантный «Вальс» Дебюсси. Эта часть концерта было напитана отдохновением и гармонией — тем, чем обычно и отличаются бисы от основных отделений, где все же не обходится без треволнений и напряженности со стороны как исполнителей, так и слушателей. На бисах все отдыхают, улетая в мыслях далеко. С Англией у Спивакова, судя по всему, свои счеты, а потому и пьеса, представлявшая эту страну, была только одна, зато какая — «Приветствие любви» Эдварда Элгара, давшая повод вспомнить о Юрии Темирканове, очень часто ее бисировавшем. Эту пьесу Темирканов играл обычно самозабвенно, чуть медленнее, чем тот порыв, который был у Спивакова и Мацуева.

Темпераментные Испанию и Венгрию музыканты соединили, поставив друг за другом «Хоту» де Фальи и «Венгерский танец № 6» Брамса. Без «Вокализа» Рахманинова не обошлось: он стал эмблемой тоски по родине композитора, навсегда ее покинувшего. И где еще, как не здесь, Владимир Спиваков мог признаться в любви к вокальному жанру, к человеческому голосу. «Танго» Пьяццоллы — открытка из Аргентины — было выбрано не самое заигранное, за что им большое спасибо. «Перенесемся в США. Перевести текст этой песни можно было бы как «Этого могло и не быть», — объявил Владимир Теодорович и дал слово партнеру, вступившему в воды любимого джазового свинга во вступлении к песне Спортинг-Лайфа из оперы «Порги и Бесс» Гершвина.

А завершили эти двое прогулку по парку любимых бисов совсем красиво — театральной и киномузыкой Шнитке, о котором Спиваков сказал как о «человеке, который особенно чувствовал время». Этими пьесами стала едкая полька из «Ревизской сказки» и «Танго» из «Агонии» Элема Климова.

Читайте также:

Говорить на языке музыки: чем порадует в этом сезоне Академический симфонический оркестр петербургской Филармонии

Начался финальный этап проекта петербургской Филармонии «Военная летопись»


#Денис Мацуев #Филармония #Владимир Спиваков

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7871) от 20.03.2025 под заголовком «Венгерский танец на бис».


Комментарии