Венгерская десятилетка

В Театре музыкальной комедии отметили 10-летие совместной деятельности с Будапештским театром оперетты и мюзикла. На обложке буклета, выпущенного к серии юбилейных гала-концертов, эта декада была охарактеризована как «совместный успех».

Венгерская десятилетка | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

За эти годы в петербургском Театре музыкальной комедии благодаря активному участию венгерских режиссеров, хореографов, сценографов и певцов действительно многое изменилось в творческом развитии труппы. Директор театра Юрий Шварцкопф добился цели, вырастив новое поколение петербургских артистов на примере главных хранителей заветов короля оперетты Имре Кальмана. Главными просветителями оказались Миклош Синетар, поставивший здесь «Веселую вдову» и «Фиалку Монмартра» Легара, а также «Мадам Помпадур» Фалля, и Миклош Габор Кереньи, художественный руководитель Будапештского театра оперетты и мюзикла, работающий вместе со своей командой под псевдонимом Kero. На петербургском счету у Kero - «Баядера», «Графиня Марица» Кальмана, «Летучая мышь» Штрауса, «Страна улыбок» Легара, а также мюзикл «Джекилл и Хайд». Дважды отметился здесь режиссер Аттила Береш с «Парижской жизнью» Оффенбаха и «Баронессой Лили» Ене Хуски и однажды - Силард Шомоди в музыкальном спектакле «Снова и снова с тобой» Дэниэлса. Режиссер Тамаш Бори поставил здесь шоу из популярных номеров мюзикла «Хиты Бродвея».

Долгожданными стали праздничные вечера оперетты в начале марта с участием венгерских звезд. За эти десять лет смогли «получить образование» не только петербургские артисты, но и зрители. Драматургия отношений к венгерскому стилю у особо взыскательных зрителей менялась, эйфорию сменили если не разочарование, то отрезвление и охлаждение. Те, кто видел в Сети, скажем, «Баядеру» Кальмана, целиком исполненную венгерскими артистами, поняли, что при всей активности прививания венгерского стиля российские исполнители продолжили оставаться самими собой с нашей лиричностью, сентиментальностью и солидными голосами, держащими курс на оперу.

Знаток национальных особенностей оперетты Миклош Габор Кереньи однажды рассказал, что этот жанр музыкального театра входит в Венгрии в большой список национального достояния, находящегося под особой защитой. Поэтому, как и любое другое достояние, оперетта там модернизируется в очень умеренных пределах, сохраняя все черты зажигательного искусства для туристов. Поэтому визуальная сторона почти всех спектаклей отсылала к представлениям о музейной роскоши примерно начала ХХ века с бархатными диванами, тяжелыми портьерами и не без душка нафталина. Оперетта там в каком-то смысле законсервирована - примерно так же, как бродвейский лицензионный мюзикл, где все расписано по минутам и шаги вправо и влево исключены.

Российским артистам такой подход к оперетте оказался несколько чужд. Потому они нередко действовали по известному совету, даваемому оперным певцам: выслушай режиссера и сделай все по-своему. Да и невозможно пересадить венгерскую ментальность на русскую почву. А венгерские исполнители в оперетте очень хороши абсолютной органикой своего существования в системе жанра. Черты того или иного персонажа они не только доводят до максимального выражения, но и воплощают вместе с ними некие национальные архетипы в манерах горделивых, несколько «вампучных» Сильвы, Ганны Главари, Одетты Даримонд, в расточающих любовь и благородство графе Данило, мистере Иксе, эксцентрике и чертовском обаянии многочисленных простаков с простушками. Всякий раз при просмотре очередной премьеры, сделанной венграми, возникало ощущение, что наши солисты загнаны в некие рамки, которые норовят взломать. Впрочем, не на этом ли сопротивлении выковывались и продолжают выковываться наши национальные характеры, дающие дополнительные стимулы и без того характерным героям Кальмана и Легара?

В конферансе на гала-концерте прозвучала странная, опрометчивая в стенах Театра музыкальной комедии ремарка ведущего о том, что «к сожалению, оперетта уступает мюзиклу». Это и так, и не так. Да, накачанная рок-культурой драматизированная музыка мюзиклов наделена иной силой. Оперетта же насквозь пропитана эрудицией и интеллектом европейской культуры, как венское пирожное ромом.

Отменно скроенная просветительская программа гала-концерта, ведомая увлеченным маэстро Алексеем Нефедовым, состояла из нескольких тематических блоков, посвященных классикам, экзотическим извивам опереточных сюжетов и даже немного мюзиклу. Этот пышный гала-концерт с конферансом Оксаны Крупновой и Кирилла Гордеева показал, что артисты двух театров-«побратимов» стали одной семьей, живущей по одним законам. Счастью поклонников не было предела, когда они вновь увидели Карину Чепурнову, вернувшуюся на сцену после рождения ребенка. Вместе с будапештским партнером Аттилой Долхаи они исполнили напоенный эротизмом дуэт Одетты и принца Раджами из «Баядеры». Венгерскими конкурентками Карины предстали гламурная Моника Фишль в выходной арии Марицы и Тунде Франко, поразившая трагическим надрывом и оперным драматизмом. Любопытно было сравнить нашего любимца публики Ивана Корытова и сына режиссера Кереньи - Миклоша Матея Кереньи, харизматика со сверкающим взглядом и гуттаперчевым телом. Также особое удовольствие можно было получать, наблюдая за нашей несравненной звездой Ольгой Лозовой и ее венгерской «параллелью» - соблазнительной блондинкой Сильви Сенди...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (5857) от 22.12.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...