Венецианское противостояние

Излюбленный художественный вектор венецианского кинофестиваля этого года - перелицовывание старых жанров в новые.

Венецианское противостояние  | ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

ФОТО bogadeva1983/shutterstock.com

В «Стране Ля-ля-ля» Дамьена Шазеля традиционный голливудский мюзикл оказывается психологической драмой с бытовыми советами молодежи: не слишком увлекайтесь любовными утехами, если ставите перед собой еще какие-то цели, кроме обнимашек под Луной. Традиционно скользкая любовная история Франсуа Озона «Франц» являет собой ловкую переделку классической драмы Эрнста Любича «Прерванная колыбельная» (1932 год): конец Первой мировой войны, французский солдат приезжает в немецкий городок, чтобы стать частью немецкой семьи, сын которой был им застрелен на фронте. В оркестровке Озона драма чести и пацифизма превращается в хитроумную комбинацию любовных манипуляций. Впрочем, в игривом цинизме режиссера есть и внятный посыл: война всегда поле для жонглирования идеями и махинаций с судьбами целых поколений.

Тема глобальной войны и «фонового» повседневного насилия отметила своей печатью многие фильмы конкурсной программы - это реальность, от которой никуда не деться. Здесь и исторический эпос про Дикий Запад - «Бримстоун» Мартина Коолхувена, и брызжущий жестокостью триллер, действие которого берет начало в нью-йоркской арт-галерее, - «Ночные животные» Тома Форда, и пафосный боевик Мэла Гибсона «Зазубренный хребет» о реальном герое Второй мировой Десмонде Доссе, прошедшем фронт без оружия. Фильм Андрона Кончаловского продолжает антимилитаристскую тему во второй части венецианского конкурса. И тоже, безусловно, связан с образцами жанра - на этот раз экзистенциальной мелодрамы. Любовный треугольник, ад лагеря, рай возможного спасения в Южной Америке, человеческие подвиги и падения. Киноязык следует за эмоциональной трагедией - то болезненно запинаясь, то прорываясь потоками монологов героев.

А еще «Прибытие» Дени Вильнева - про перспективы уже межгалактического противостояния. Под видом научно-фантастического приключения скрывается интеллектуальный детектив про изучение иностранных наречий. Язык инопланетян - а сами пришельцы похожи на увеличенную во сто крат кисть человеческой руки - представляет собой набор виньеток из брызг жидкого пепла. Классифицируя их, храбрая лингвистка моделирует алфавит и дает человечеству надежду на диалог. А чтобы показать вершину жанра, в тот же день показывали «Сталкер» Андрея Тарковского - в разделе «Классика». То есть венецианское состязание, как обычно, демонстрирует широту стилей в концертных формах.

В рамках главной программы были представлены еще такие стопроцентно лакомые кинопроизведения, как 3D-мультипликация «Тайная жизнь домашних животных» Криса Рено и Эрроу Чейни - феноменально смешная и к тому же до краев наполненная цитатами из истории кинематографа, и первые две части сериала «Молодой Папа» Паоло Соррентино. Итальянский классик, известный своей страстью к саркастическому любованию декадансом современного обеспеченного общества, сделал сверхэлегантную комедию об институте католической церкви. Цирковое, в сущности, представление о том, как высшие силы манипулируют друг другом и паствой.

Высшей точкой художественных поисков - и происков - программы киноэстеты считают «Сафари» Ульриха Зайдля. На вид несложная документалка: фрагменты репортажей о сеансах охоты (в Намибии) с лаконичным, но подробным фиксированием ритуалов (от выслеживания зверя до постановочного фото с неостывшим трофеем) соединяются с интервью охотников (семья - взрослые родители и дети-студенты) и владельцев фермы. Откровения о мотивациях и технологии сафари, о философии смерти нежны и скрупулезны. Фронтальные мизансцены - персонажи как на ладони - превращают кинонаблюдение в хладнокровный убийственный спектакль об иррациональных парадоксах человеческого сознания. О неистребимом праве на уничтожение «другого» ради высокого искусства чувств. Режиссер, конечно, не проводит никаких исторических аналогий, но они слишком очевидны в его «лабораторном» исследовании.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (5781) от 06.09.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.