Великая и стильная

В Шереметевском дворце состоялась презентация выставочного проекта «Божественная Майя». Выставка, которая изначально должна была стать подношением к юбилею Майи Плисецкой, будет данью ее памяти и разместится в четырех залах со 2 октября этого года. По словам директора Музея театрального и музыкального искусства Натальи Метелицы, это продолжение серии выставок «о взаимовлиянии театра и моды, начатой в прошлом году выставкой «Стиль на сцене. Искусство элегантности».

Великая и стильная |  ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Балетоманы, да и вся культурная общественность знают, какой модницей была Майя Михайловна. Она по праву считается самой стильной балериной ХХ века. Но прежде всего эта выдающаяся балерина и прелестная женщина была музой своего супруга композитора Родиона Щедрина – большую часть экспозиции составят костюмы и фотографии из его балетов «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Остальное пространство будет посвящено сотрудничеству Плисецкой с именитыми западными хореографами и кутюрье Пьером Карденом, Ивом Сен-Лораном, Жаном-Полем Готье, а также с модными фотографами, запечатлевшими ее образ.

Два экспоната журналистам уже показали – это черное бархатное платье работы Пьера Кардена, в котором Майя Плисецкая была на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2000 году и на творческом вечере в честь ее 70-летия, и наряд Анны Карениной из одноименного балета.

Взаимоотношения этой балерины с миром моды начались гораздо раньше ее знакомства с Пьером Карденом. Об этом рассказала в своей небольшой лекции историк костюма Ольга Хорошилова. Она начала с показа фотографии совсем юной Майи в платье из индийского текстиля, украшенного цветочным узором (копия того, что изготовляли во Франции по эскизам Рауля Дюфи). «В ранней молодости она одевалась как советская девушка, но ей всегда хотелось чем-то выделяться...» – говорила Ольга Хорошилова, но быстро перешла к показу других фотографий, про которые заметила: «Плисецкая и Париж – это отдельная история».

Вряд ли кто-то из присутствовавших был в курсе, что брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина был спровоцирован... трико. Так утверждала Майя Михайловна. Через известную портниху Клару балерина доставала французские вещи – так она стала счастливой обладательницей трико из нейлона, в котором репетировала. Пригласила на одну из репетиций Родиона Щедрина, сразу же пленившегося красавицей в эластичном трико.

Еще одна любопытная история, рассказанная Ольгой Хорошиловой, связана со знакомством Майи Плисецкой и Коко Шанель. Русскую балерину с легендарной Мадемуазель познакомил Серж Лифарь. Их совместная фотография – единственный снимок, где Шанель улыбается. Она подарила Плисецкой сарафан и жакет. Вообще Майя Плисецкая была избалована подарками кутюрье. В 1960-е годы Надя Леже подарила ей «шубу макси». Майя Михайловна говорила: «В те годы я была в этой шубе, как Колумб в Америке». Роскошная была шуба – объемная, длинная... Серебристые туфли фирмы Rayne – тоже подарок Нади Леже. Плисецкая их носила постоянно с 1970-х годов до самой смерти. К тому черному платью, которое нам показали на презентации, она надевала именно эти серебристые туфли.

И Пьер Карден впервые подарил ей платье, когда балерина посетовала, что ей не в чем пойти на прием... Частью выставки станут материалы совместного шоу «Мода и Танец» 1998 года, в котором была представлена ретроспектива балетов Плисецкой и коллекция Кардена.

На презентации в Шереметевском дворце присутствовали петербургские дизайнеры Татьяна Котегова и Елена Бадмаева. К осеннему вернисажу они создадут костюмы, вдохновленные творчеством Майи Плисецкой. К ним присоединятся те, без кого трудно представить петербургскую моду: Татьяна Парфенова, Алена Ахмадулина, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди. Работа по созданию вещей для выставки уже началась.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии