
Великая и стильная
В Шереметевском дворце состоялась презентация выставочного проекта «Божественная Майя». Выставка, которая изначально должна была стать подношением к юбилею Майи Плисецкой, будет данью ее памяти и разместится в четырех залах со 2 октября этого года. По словам директора Музея театрального и музыкального искусства Натальи Метелицы, это продолжение серии выставок «о взаимовлиянии театра и моды, начатой в прошлом году выставкой «Стиль на сцене. Искусство элегантности».

ФОТО предоставлено пресс-службой музея
Балетоманы, да и вся культурная общественность знают, какой модницей была Майя Михайловна. Она по праву считается самой стильной балериной ХХ века. Но прежде всего эта выдающаяся балерина и прелестная женщина была музой своего супруга композитора Родиона Щедрина – большую часть экспозиции составят костюмы и фотографии из его балетов «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой». Остальное пространство будет посвящено сотрудничеству Плисецкой с именитыми западными хореографами и кутюрье Пьером Карденом, Ивом Сен-Лораном, Жаном-Полем Готье, а также с модными фотографами, запечатлевшими ее образ.
Два экспоната журналистам уже показали – это черное бархатное платье работы Пьера Кардена, в котором Майя Плисецкая была на вручении ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2000 году и на творческом вечере в честь ее 70-летия, и наряд Анны Карениной из одноименного балета.
Взаимоотношения этой балерины с миром моды начались гораздо раньше ее знакомства с Пьером Карденом. Об этом рассказала в своей небольшой лекции историк костюма Ольга Хорошилова. Она начала с показа фотографии совсем юной Майи в платье из индийского текстиля, украшенного цветочным узором (копия того, что изготовляли во Франции по эскизам Рауля Дюфи). «В ранней молодости она одевалась как советская девушка, но ей всегда хотелось чем-то выделяться...» – говорила Ольга Хорошилова, но быстро перешла к показу других фотографий, про которые заметила: «Плисецкая и Париж – это отдельная история».
Вряд ли кто-то из присутствовавших был в курсе, что брак Майи Плисецкой и Родиона Щедрина был спровоцирован... трико. Так утверждала Майя Михайловна. Через известную портниху Клару балерина доставала французские вещи – так она стала счастливой обладательницей трико из нейлона, в котором репетировала. Пригласила на одну из репетиций Родиона Щедрина, сразу же пленившегося красавицей в эластичном трико.
Еще одна любопытная история, рассказанная Ольгой Хорошиловой, связана со знакомством Майи Плисецкой и Коко Шанель. Русскую балерину с легендарной Мадемуазель познакомил Серж Лифарь. Их совместная фотография – единственный снимок, где Шанель улыбается. Она подарила Плисецкой сарафан и жакет. Вообще Майя Плисецкая была избалована подарками кутюрье. В 1960-е годы Надя Леже подарила ей «шубу макси». Майя Михайловна говорила: «В те годы я была в этой шубе, как Колумб в Америке». Роскошная была шуба – объемная, длинная... Серебристые туфли фирмы Rayne – тоже подарок Нади Леже. Плисецкая их носила постоянно с 1970-х годов до самой смерти. К тому черному платью, которое нам показали на презентации, она надевала именно эти серебристые туфли.
И Пьер Карден впервые подарил ей платье, когда балерина посетовала, что ей не в чем пойти на прием... Частью выставки станут материалы совместного шоу «Мода и Танец» 1998 года, в котором была представлена ретроспектива балетов Плисецкой и коллекция Кардена.
На презентации в Шереметевском дворце присутствовали петербургские дизайнеры Татьяна Котегова и Елена Бадмаева. К осеннему вернисажу они создадут костюмы, вдохновленные творчеством Майи Плисецкой. К ним присоединятся те, без кого трудно представить петербургскую моду: Татьяна Парфенова, Алена Ахмадулина, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди. Работа по созданию вещей для выставки уже началась.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии