Век музеев-заповедников: Петергоф
В этом году юбилей отмечают российские музеи-заповедники. Сто лет назад вокруг Санкт-Петербурга - столицы Российской империи - располагались загородные резиденции венценосной семьи - Царское Село, Петергоф, Павловск, Гатчина. Благодаря усилиям многих людей они сохранились и стали музеями.
Наша газета продалжает серию тематических полос, посвященных истории и сегодняшнему дню драгоценного ожерелья пригородов северной столицы.
По статистике Министерства культуры, в прошлом сезоне Петергоф стал самым посещаемым музеем страны. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Елена Кальницкая:
Дворец Петра откроем летом
ГМЗ «Петергоф» готовится к открытию юбилейного для музеев-заповедников - бывших императорских резиденций сезона. О том, как идет совместная работа и чем порадует летом посетителей столица фонтанов, рассказывает директор музея-заповедника.
- Елена Яковлевна, в работе над проектом «Век музеев» объединились четыре крупнейших музея-заповедника. Что дает такой опыт?
- Музеи-заповедники 100 лет шли по одному пути, и вместе с тем судьба у каждого своя. Реализуя совместный проект - создание общей выставки, организация лектория, выпуск печатных изданий, - каждый из нас узнает что-то новое, получает возможность осмыслить проблемы не только на своем опыте, но и на опыте коллег.
Наше единение, на мой взгляд, - залог дальнейшего успешного развития. О себе скажу: в процессе подготовки проекта я много читала о столетней истории всех четырех дворцов, многое поняла, переосмыслила, на многое смотрю другими глазами.
- Самая тяжелая проблема: должен ли кто-то кому-то возвращать коллекции, перемещенные из одного музея в другой в послевоенное время?
- Для меня лично этот вопрос решается однозначно: никто и никому. Перераспределение музейных предметов по дворцам, по сути, продолжается три века. Встает резонный вопрос: почему в этом перераспределении надо ориентироваться на 1941 год? На этот вопрос нет ответа, и не надо ломать копья, ссориться и обижаться друг на друга. Надо договариваться - цивилизованно, умно, тактично, мужественно - есть еще десятки определений. Вещи могут передаваться в постоянные экспозиции других музеев на временное хранение - надолго, могут участвовать в совместных выставках, могут в крайних случаях копироваться. Стоит же копия эрмитажной Клеопатры-Ариадны на Парадной лестнице Михайловского замка, и таких примеров множество.
Юбилейный проект создается во имя дружбы, партнерских отношений, новых замыслов, во имя будущего...
- Вы сказали, что у каждого музея был свой путь. Чем, на ваш взгляд, Петергоф отличается от других пригородов?
- Если говорить тривиально - это фонтаны, но я так не скажу... Фонтаны - это изюминка, как, например, Янтарная комната Царского Села, Стеклярусный кабинет Ораниенбаума и многое другое...
Петергоф - единственный пригородный музей, где сосредоточена русская история и история Петербурга от начала XVIII века.
Жители Петербурга не так уж хорошо знают Петергоф. Сюда можно приезжать и привозить детей бесконечно, они многое узнают. Кстати, жесткая статистика свидетельствует, что среднестатистический петербуржец бывает здесь дважды в жизни: сначала с родителями, а потом, много позже, со своими детьми или гостями. Это, конечно, не абсолют, но от истины недалеко.
Важно и то, что только в Петергофе хорошо видна история императорского быта, ей у нас уделено особое внимание. Для этого требовалась огромная собирательская работа - ведь после революции именно бытовые вещи были утрачены дворцами в первую очередь. Не зря петергофского директора Николая Ильича Архипова называли «хранителем царских дворцов и подштанников» - он многое спас. Огромную работу вел в Петергофе мой предшественник Вадим Валентинович Знаменов, который вошел в историю музея-заповедника как уникальный собиратель. Ведь после войны в Петергоф вернулось всего 17% исторической коллекции, остальное за 35 лет собрал Знаменов, и это очень важно помнить...
- Какие новые проекты Петергоф покажет гостям в юбилейный сезон?
- В этом году нового очень много. Прежде всего откроем в Ораниенбауме дворец Петра III. Этот объект мы реставрировали, исполняя функции заказчика, Минкульт выделил деньги. Завершаем работу в срок, отреставрировали музейные предметы, добавив заработанные внебюджетные средства музея.
В этом году исполняется 250 лет Китайскому дворцу. Этот исключительный по своей ценности подлинный памятник распахнет двери новых залов для посетителей.
В день святого Пантелеймона торжественно откроется отреставрированный Церковный корпус Большого меншиковского дворца: восстановлен интерьер храма, создается историческая экспозиция, ему посвященная.
19 мая на Большом каскаде состоится юбилейный праздник, посвященный четырем пригородным дворцам. В течение лета праздники пройдут во всех заповедниках.
- В прошлом году Петергоф стал самым посещаемым музеем страны. Первенство сохранится?
- Принять больше пяти миллионов посетителей - большая честь и ответственность. Не стоит забывать, что наш музей «погодозависимый». Пойдут дожди, парки будут мокрыми и пустыми, и эту ситуацию ничего не изменит. Но мы готовы принять в юбилейном году гостей со всего мира и приложить усилия, чтобы им было у нас интересно и комфортно.
- Ваше любимое место в Петергофе?
- Их много, и они разные. Но, уж простите, не Нижний парк. Мне ближе романтические пейзажи «Александрии» и Ораниенбаума.
В последние годы я иначе стала воспринимать петергофскую деятельность императора Николая I, его называли «вторым отцом» Петергофа. Он оказал большое влияние на облик своей любимой резиденции.
Ну и, конечно, мне по душе наши инновационные экспозиции - «Государевы потехи», «Петергофские дачники», театр в Картинном доме Ораниенбаума. Кстати, все они сделаны по разным принципам и разными методами - следующий не повторяет предыдущий...
Сегодня, говоря о последнем столетии, мы вспоминаем не тех, кто создавал Петергоф - владельцы, архитекторы, декораторы, строители, а тех, кто с первых послереволюционных лет взял на себя ответственность за его будущее и прошел вместе с ним тяжелейший путь ХХ века. Это представители более ста музейных профессий и, конечно, руководители. Я, кстати, за столетие пятнадцатый директор Петергофа...
- Недавно вышла вторая ваша детская книга «Государевы потехи». Вы продолжаете писать? Когда успеваете?
- Продолжаю. Признаюсь, сейчас начала книгу о петергофской повседневности, об этом немногое известно, и понятно почему: жизнь императорского двора детально начали изучать не так давно. А работаю поздно вечером и ночью, другой возможности нет. Зато каждый день узнаю что-то новое...
Низко кланяюсь создателям сайта «Руниверс», которые оцифровали старые журналы - «Русский архив», «Отечественные записки», «Русская старина» и другие. Молодыми мы эти журналы часами переписывали в Публичке, а теперь все под рукой.
Цифры и факты
В СОСТАВ ГМЗ «Петергоф» входит 32 музея. Площадь его садов и парков составляет 414,2 га.
К ФОНТАНАМ Петергофа вода прибывает естественным путем с Ропшинских высот по системе каналов, прудов и шлюзов. Водоподводящая система включает 96 км каналов, 16 прудов, 135 различных гидросооружений.
ОБЩИЙ расход воды петергофскими фонтанами - 1100 литров в секунду. Вода питает около 150 фонтанов и 4 каскада. Максимальная высота струи Самсона 20 метров. Самый старый фонтан - Нептун. Он создан в 1650 - 1660 годах, старше Петергофа на 50 лет.
В НАЧАЛЕ прошлого столетия систему фонтанов обслуживали сорок фонтанных мастеров. Благодаря современным технологиям сегодня ту же работу выполняют около 25 фонтанщиков. Они обслуживают 12 440 каменных поверхностей, ежедневно крутят около 300 задвижек, больше половины которых XVIII - XIX веков.
ПЕРВЫЙ в России Эрмитаж был построен по указу Петра I в Нижнем парке Петергофа в 1721 - 1725 годах.
ПЕРВАЯ картинная галерея в России появилась во дворце «Монплезир». Коллекция картин Петра I включала работы голландских, фламандских, итальянских, немецких художников XVII - XVIII веков.
АУДИЕНЦ-ЗАЛ Большого Петергофского дворца - первое помещение в России, в интерьере которого использовались оптические иллюзии (параллельные зеркала).
К императорскому парку
через... ЦПКиО
В прошлом году жюри международной премии «Европейский сад» назвало музей-заповедник «Петергоф» в числе финалистов в номинации «Реставрация, совершенствование и развитие исторического парка или сада». Войдя в тройку претендентов вместе со знаменитыми садами Великобритании и Нидерландов, «Петергоф» был признан лучшим из лучших. Стоит вспомнить о том, что этому предшествовало.
После революции перешедшие во власть Советов бывшие императорские владения оказались в сложном положении. Молодой республике требовались не красивые пейзажи и изысканные цветники, а возделанные участки земли, приспособленные под сельхозугодья, и дрова для обогрева многочисленных зданий, оставленных царственными владельцами.
Первые годы работы созданного в 1922 году управления петергофскими дворцами и парками показали, что открытые зеленые пространства могут и должны служить новым целям - культурному отдыху трудящихся и повышению их образовательного уровня. На работу в парки были призваны ученые-садоводы, известные практики из Ботанического сада и института, лесной и аграрной академий. Они обязаны были следить за состоянием парковых насаждений, по мере сил и возможностей улучшать их облик, не давая развиваться запустению и зарастанию парков сорняками.
Проблем было много: неработающие фонтанные устройства, отсутствие посадочного материала, нехватка инструмента и квалифицированных рабочих рук. В оранжереях Петергофа, которых на момент смены власти насчитывалось более 20, не хватало дров для отопления и рабочих-садовников. При этом там продолжали выращивать цветы и плоды южных культур.
Несмотря на все сложности, в парках чистили дорожки, ухаживали за насаждениями, косили траву на газонах. К работе привлекали местное население, в том числе военные части, особенно в выходные дни. Субботники и воскресники закрепились в садовой практике на десятки лет.
В 1927 - 1928 годах благодаря энтузиазму директора Петергофа Николая Ильича Архипова начались первые реставрационные работы в Верхнем саду и на Большом каскаде. Реставрация сопровождалась вырубкой крупных деревьев для восстановления исторических ландшафтов и видовых перспектив.
В 1930-е годы возросла популярность Петергофа как места массового отдыха жителей Ленинграда. Нагрузка на парки росла. В дни праздников и народных гуляний, особенно 1 мая, число посетителей достигало 200 человек в час на гектар парка. Петергоф постепенно превращался в парк культуры и отдыха, теряя историческую идентичность сокровищницы мирового садово-паркового искусства.
К открытию летнего сезона в парках в большом количестве выставляли скамьи, урны, киоски по продаже прохладительных напитков, пирожков, сладостей. В Нижнем парке на берегу залива располагался пляж, в здании Большой императорской оранжереи находились кинотеатр и пункт проката спортивного инвентаря.
Время нацистской оккупации отражено в фотографиях, представленных сегодня на стендах по всему Нижнему парку. Более 70% деревьев было уничтожено, из них большая часть - хвойные породы. Для парка это означало исчезновение исторических ландшафтов, утрату ценных деревьев, заболачивание прибрежной территории.
В 1946 году в Петергофе запустили первую очередь восстановленных фонтанов. Парки терпеливо ждали своего часа. После расчистки завалов и разминирования территории пришло время посадок. Еще не был закончен проект реставрации Нижнего парка, а его массив уже пополнился десятками тысяч молодых саженцев кленов, ясеней, вязов, берез, рябин, черемух. Через 10 лет вдоль аллей Нижнего парка поднялись рощи лиственных деревьев.
В 1970-е годы приступили к формированию регулярного облика основных аллей - Марлинской и Малибанской. Посадки штамбовых лип и шпалеры из кустовой липы вернули им характер перспектив. Но с «открыточным» видом Морского канала вышла промашка: посаженные в начале 1960-х годов голубые ели не годились для стрижки, и со временем разросшиеся густые кроны закрыли половину центральной оси на Большой дворец. Эту ошибку пришлось исправлять спустя почти полвека.
Трудности восстановления парка никак не сказывались на потоке посетителей, который возрастал с каждым годом.
Справедливости ради нужно отметить, что параллельно с нарастающим потоком туристов шла и реставрационная деятельность. В начале 1970-х завершилась начатая в конце 1950-х реставрация Верхнего сада. После этого приступили к восстановлению западной части Нижнего парка, района дворца «Марли». В 1979 году участок «Марли» принял первых посетителей.
Очередной поворот в судьбе Петергофа произошел в 1990-х годах в связи с присвоением дворцово-парковому ансамблю статуса музея-заповедника. Федеральное финансирование позволило многократно увеличить и расширить масштаб реставрационных работ.
Впервые с послереволюционного времени началось возрождение пейзажного парка «Александрия», забытого «семейного императорского уголка» Петергофа. С 1992 года в нем стали проводить исторические праздники, посвященные императрице Александре Федоровне.
В начале 2000-х центр реставрационных работ переместился на острова Колонистского парка, где в 2005 году открылись Царицын и Ольгин павильоны. Сады при них - неотъемлемая часть итальянского ландшафта Ольгина пруда.
Нижний парк на сегодняшний день восстановил лишь 70% территории. Ждет своей очереди его восточная часть, не знавшая реставрации с XIX века.
Ольга ВОЛКОВА,
главный специалист по ландшафтной архитектуре музея-заповедника «Петергоф»
В чьих руках
фонтанный водовод?
Год столетия пригородных музеев - повод для размышлений о стратегиях сохранения исторического наследия в экстремальных условиях. Музейные сотрудники прошлого спасали экспонаты от войн, разрушений и продаж. Еще более сложной задачей на протяжении ХХ века было сохранение недвижимого достояния - дворцов, павильонов, парков, которые невозможно было ни спрятать, ни переместить, ни отправить в эвакуацию...
Каждый уцелевший памятник - чудо, за которым скрыта своя история. В ряду уникальных объектов, сохранившихся в водовороте бурного века, особое место занимает водоподводящая система, по сей день питающая фонтаны Петергофа без единого насоса. Созданная императором Петром Великим, не имеющая аналогов в мире, она стремительно приближается к 300-летию.
До революции царская летняя резиденция, а вместе с ней и разветвленная фонтанная система находились в ведении Петергофского дворцового управления как личная собственность династии Романовых.
Декретом Совета комиссаров Петроградской трудовой коммуны от 28 марта 1918 года имущество хозяйственного назначения в дворцовых городах передавалось в ведение местных Совдепов. Но ряд объектов избежал передачи: наряду с дворцами, павильонами и парками фонтанный водовод остался в подчинении управления петергофскими дворцами. Этот документ, по сути, предопределил создание музея-заповедника «Петергоф».
Уже тогда водоподводящая система нуждалась в серьезном ремонте. Во время революционных потрясений и войн было не до того, и водовод пришел в крайне запущенное состояние. Обвалились берега каналов и прудов, русла речек заболотились, ручьи заросли кустарником, что остановило работу некоторых фонтанов.
Сотрудники управления петергофских дворцов-музеев приступили к ремонту фонтанов, составив подробную смету на капитальную реставрацию водоподводящей системы. Однако денег на это не выделили, а за счет собственных средств музей смог производить только незначительную реставрацию отдельных водометов.
В начале 1930-х одним из аргументов в пользу создания в историческом парке зоны активного отдыха и развлечений называлась необходимость сбора средств на ремонт фонтанной системы. План отчасти сработал, в 1930 - 1931 годах прошла реставрация Морского канала и Большого каскада, но проблема общей ветхости водовода осталась нерешенной.
Скоро специалисты-фонтанщики в очередной раз забили тревогу. Директор петергофских дворцов-музеев и парков Николай Ильич Архипов поставил вышестоящее начальство перед фактом: пуск фонтанов в 1936 году без проведения работ на водоводе будет граничить с вредительством. Пока бумаги перемещались по бюрократической иерархии, на одном из участков водоподводящей системы произошла крупная авария.
В 1937 году Архипова арестовали. Неудовлетворительное состояние петергофских объектов признали ошибками «врагов народа». Невнимание к проблеме привело водовод в катастрофическое состояние, время работы фонтанов сократилось до двух часов в день...
Вскоре эксплуатацию и восстановление водоподводящей системы передали в ведение Петергофского райсовета. Однако начало ремонтных работ оборвала война, за годы которой водовод из-за сильных повреждений полностью вышел из строя.
После освобождения Петергофа в январе 1944 года приступили к восстановлению разрушенных парков и фонтанов. Работая по колено в воде, люди рыли траншеи, прокладывали сотни метров чугунных труб, заново возводили шлюзы и дамбы. Ремонтно-реставрационные работы завершились в рекордно короткий срок: 25 августа 1946 года, когда страна еще лежала в руинах, в Петродворце состоялось открытие первой очереди фонтанов. Вторая очередь ознаменовалась воссозданием скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва».
Однако водоподводящая система не избавилась от проблем. Требовались очистка прудов и каналов, строительство мостов, замена шлюзов. На протяжении нескольких десятков лет капитально-восстановительные и профилактические ремонты выполнял «Водоканал».
В 1990 году исторический центр Петербурга и связанные с ним группы памятников, в том числе водоподводящая система Петергофа, вошли в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Изменение статуса повлекло за собой и другие перемены. Водовод перешел в ведение комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. 24 его объекта закреплены за предприятием «Экострой», которое выполняет работы по эксплуатации и ремонту водовода, правда, только в пределах границ города.
Сегодня водовод находится на территориях двух субъектов Федерации - Петербурга и Ленинградской области. У него нет единого владельца, отсутствуют охранные зоны.
Часть водовода, проходящая по территории Ленинградской области, по сути, не имеет хозяина. Помимо отсутствия регулярных ремонтных работ ей угрожают другие серьезные факторы. Строительство коттеджных загородных поселков вплотную подошло к каналам и прудам. Вырубаются деревья, преграждаются дороги, грязь попадает в воду. Возникли проблемы и после завершения строительства Кольцевой автодороги: построенные вдоль нее площадки для очистки сточных вод давно заболочены.
Отсутствие внимания к проблемам петергофского водовода создает угрозу исчезновения уникального шедевра гидротехнического искусства.
Два года назад Министерство культуры РФ, проведя сложные изыскательские работы на местности, утвердило границы и режим использования территории водоподводящей системы. Надо двигаться дальше и решать вопрос о ее передаче ГМЗ «Петергоф».
У музея есть исторические права на владение и обслуживание водовода. Многолетний опыт эксплуатации фонтанов на территории парков позволит ему при соответствующем финансировании наладить работу всей водоподводящей системы. А также сделать ее туристическим объектом, чтобы люди увидели уникальные территории, где из-под земли бьют живые природные родники, начиная свой путь к знаменитым фонтанам Нижнего парка.
Сергей БОНДАРЕВ, хранитель Большого Петергофского дворца
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Комментарии