Век борьбы с невежеством

Сегодня в музейно-выставочном центре РОСФОТО состоится вечер, посвященный самому знаменитому фотографу ХХ века, основателю фотожурналистики Анри Картье-Брессону (1908 _ 2004).

Век борьбы с невежеством | ФОТО nws/shutterstock.com

ФОТО nws/shutterstock.com


Будет показан документальный фильм «Анри Картье-Брессон: Просто любовь», созданный режиссером Рафаэлем О,Бирном в 2001 году. Это большое интервью 92-летнего патриарха, в котором он рассказывает о своем пути, комментирует некоторые снимки. В фильме есть неожиданное признание: Картье говорит, что питал страсть не к фотографии как таковой, а к возможности зафиксировать красоту формы.
Предварит картину выступление издателя Александра Троицкого, который представит новую книгу «Диалоги. Интервью и беседы. 1951 _ 1998». Это перевод 12 интервью фотографа, изданных Центром Помпиду под одной обложкой два года назад. В этих коротких текстах сфокусированы размышления о жизни, учителях, фоторепортаже. Точность и образность мыслей привлечет и профессионалов, и любителей щелкать затвором.
В начале 1950-х Картье, как его называли близко знавшие его журналисты, формулирует суть профессии: «быть невидимым, ничего не подготавливать, оказаться рядом, подкрасться как волк, чтобы и воды не замутить».
В 1954 году фотограф получил приглашение приехать в СССР. Ему разрешили снимать все, кроме вокзалов, но потребовали проявить все пленки до отъезда. Картье вспоминал, как ему организовали в Москве встречу с коллегами. Он думал, придут человек тридцать, а собрались человек триста. И все стали его снимать. «Бросайте это дело, я же не артист, _ потребовал мэтр, _ лучше задавайте вопросы». Кто-то тут же спросил, фотографирует ли Картье собственные сны, и получил утвердительный ответ.
В 1961-м появляется новый афоризм о фотографии: «Думать надо до и после, но никогда не во время съемки. Но всякий раз, когда фотография делается по заранее задуманному, она получается шаблонной».
В начале 1970-х Картье предупреждает коллег: не надо строчить затвором как из пулемета. Это все равно что перегреться на солнце или слишком много выпить.
На склоне дней, подводя итоги звездной карьеры, Картье снова парадоксален, говоря о годах Второй мировой войны: «Я побывал в 30 командах военнопленных, бежал три раза. Невозможно забыть. Моя национальность не француз, я беглый заключенный».
Финальное интервью 1998 года сделано в форме блица, каждый ответ _ всего два-три слова. «Что вы больше всего ненавидите?» _ «Мое собственное невежество».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (5531) от 27.08.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?