Век в камне и бронзе. В ЦВЗ «Манеж» открылась мегавыставка «Сопряжение форм»
333 произведения, исполненные в самых разных материалах более чем двумя сотнями скульпторов, хранятся в 48 российских музеях и частных собраниях.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
География скульптуры
Полтора года назад в том же пространстве был показан проект «(Не) подвижность. Русская классическая скульптура XVIII — начала ХХ века от Шубина до Матвеева». Уже тогда кураторская команда «Манежа» держала в голове возможность продолжения. Когда скульптурную выставку посетили более 60 тысяч человек, что стало сюрпризом для организаторов (все‑таки смотрение на камни и бронзы требует больших усилий, чем разглядывание разноцветной живописи), стало ясно: скульптуру ХХ века надо обязательно показать.
Но было очевидно и другое: прошлое столетие — это гигантское смешение стилей и направлений, деклараций и амбиций, социального заказа и полуподпольного труда в подвалах и гаражах. Действительно, где Вера Мухина, которая «Рабочим и колхозницей» создавала коллективный портрет советской страны, и где Вадим Сидур с его персонажами, собранными из отслуживших свой век фановых труб? Как сопрячь эти формы и сюжеты? Уже не говоря о многочисленных историях сноса или перемещения памятников после революции.
Кураторская группа приняла решение действовать в нескольких направлениях. Сначала работали с музейными грандами. Выбрали произведения из Русского музея, Третьяковской галереи и Музея городской скульптуры — основных хранителей этого вида отечественного искусства. Эрмитаж и ГМИИ им. Пушкина предоставили несколько важных для выставки произведений.
Затем Елена Василевская, заведующая сектором скульптуры ХХ – XXI веков Русского музея, и ее коллеги объездили региональные музеи и посмотрели, что там хранится. Назову только некоторые города, музеи которых предоставили свои произведения на выставку, — Нижний Тагил, Архангельск, Вологда, Ханты-Мансийск. По словам Елизаветы Павлычевой, куратора проекта, из постоянных экспозиций ничего не брали. Кроме того, скульптура требует много пространства и обычно находится в фондах, недоступных широкой публике. Так что почти все, представленное в «Манеже», — впервые.
Внимание, мотор!
Чтобы организовать показ этих тонн гранита, мрамора и бронзы, решили использовать прием, придуманный для проекта «От Шубина до Матвеева». Тогда скульптуры выставлялись в контексте атрибутов оперного театра — оркестровая яма, сцена, фойе, гримерки и т. д. Теперь скульптура соединена с кинохроникой. ХХ столетие справедливо называют веком кинематографа. Разделы выставки получили названия «Сценарный план», «Действующие лица», «В главных ролях», «Спецэффекты», «Озвучание» и другие. Несколько часов документального кино отобрал Иннокентий Иванов, петербургский телережиссер и сценарист. Возможно, некоторых зрителей будет отвлекать мелькание персонажей на старой черно-белой пленке. А молодым поколениям многие лица ничего не говорят. Но всмотритесь в эти кадры, они передают и «сплошную лихорадку буден» 1920 – 1930‑х годов, и застывший советский официоз 1970‑х…
Монолит монументальной пропаганды
Удачно начало выставки, остановлюсь на нем подробнее. «Сценарный план» — одновременно и пролог, и избранное русской скульптуры ХХ века. «Красноармеец» Ивана Шадра, заказанный для ранних советских купюр, сначала был выполнен в виде скульптуры. Автора укоряли в том, что воин получился простоватый, не видящий мир дальше казармы. Но дензнаки напечатали. Рядом «Октябрь» Александра Матвеева — ода неоклассицизму и новому социалистическому строю в виде трех обнаженных фигур: красноармейца, рабочего, крестьянина. Бронзовая отливка украшает главный вход в БКЗ «Октябрьский». На выставке представлена модель.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Кубистическая работа Бориса Королева «Сопряжение форм человеческого тела» — пример авангардной скульптуры. «Перекуем мечи на орала!» Евгения Вучетича и «Портрет Юрия Гагарина» Льва Кербеля — из лучших образцов соцреализма, умного и не пафосного. В конце века Евгений Ротанов вырезал из белого мрамора «Мадонну». В данном контексте образ прекрасной женщины с младенцем выглядит как прощание с бурным ХХ столетием с надеждой на лучшее будущее.
Прежде чем попасть в основное пространство «Манежа», зритель увидит «Действующих лиц» — в высоком стеллаже, какие обычно стоят в мастерских скульпторов. Это своеобразный «иконостас» из портретов выдающихся личностей ХХ века. Бюст Антона Чехова, который застал прошлый век совсем ненадолго, на одном из почетных мест. Сара Лебедева создавала его в 1944 – 1945 годах как эскиз памятника писателю в Москве. Проект не был реализован. Монумент Чехову работы Михаила Аникушина установили только в 1998 году.
Кстати, нескольким посетителям выставки я задал вопрос, что первое пришло им в голову, когда они услышали слова «Русская скульптура. ХХ век». В большинстве случаев называли «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной и памятник Пушкину, созданный Михаилом Аникушиным. Модель этого памятника представлена на выставке, как и работа Аникушина для станции метро «Черная речка».
В разделе, посвященном реализованным и нереализованным проектам памятников, самое интересное — бюст Лассаля, созданный Виктором Синайским по раннему советскому плану монументальной пропаганды. Скульптура вырублена из черного гранитного монолита и весит больше трех тонн. С 1923‑го по 1937 год она находилась у здания Городской думы на Невском проспекте.
В год 130‑летия со дня рождения Владимира Маяковского уместно вспомнить о конкурсе на проект памятника для Москвы. Он проводился больше десяти лет, победил Александр Кибальников, который опередил более именитых авторов. Теперь наглядно показано, что его проект лучший. Это к вопросу о пользе неторопливых творческих состязаний.
Как художник художнику
Вокруг эскизов памятников, снижая пафосность, расположены жанровые скульптуры и обнаженная натура. Здесь хороши две редкие миниатюрные скульптуры. Николай Томский, автор Ленинианы, изобразил художника Федора Решетникова, которого несут на руках два самых известных персонажа его картин — суворовец из «Прибыл на каникулы» и двоечник — из «Опять двойка». Как сюрприз, работа самого Решетникова — бронзовый шарж на трио художников Кукрыниксов.
Многим зрителям может показаться неожиданным подбор скульптур для раздела «Хроника», который рассказывает о событиях ХХ века. Исходная точка — бронзовые барельефы Николая Андреева к памятнику Гоголю в Москве, изображающие персонажей писателя. Памятник был установлен в 1909 году, вызвал ожесточенные споры как слишком мрачный, и уже после революции его перенесли с большой открытой площади во двор дома, где жил Гоголь. И поставили новый памятник, сильно слабее прежнего. Гипсовый рельеф «Петр I» Владимир Лемпорт создал в 1965 году для столичного кинотеатра «Октябрь». Тогда портрет царя никого не смутил. В начале 2000‑х годов в ходе реконструкции кинотеатра, в разгар моды на Петра рельеф сняли. Теперь он хранится в Музее кино.
К раритетам относится скульптура из бисквита Василия Кузнецова «Илья Муромец, попирающий змея» («Русь, зло Мира попирающая!»). Она датирована 1914 годом.
Космическая тема решена неожиданно — деревянными скульптурами Беатрисы Сандомирской «Марсианин Дагмо» и «Девушка Венерона». Они созданы в 1960‑е годы, во времена популярной песни «И на Марсе будут яблони цвести», и точно передают романтику начала космической эры.
Стремянка Мухиной как путь в искусство
В остальной части выставки кураторы дают публике перевести дух. Пора сказать два слова о дизайне выставки. Архитектор Ингмар Витвицкий «зашил» всю архитектуру «Манежа» с помощью огромных полотен ткани. Они имеют охристый цвет, напоминающий известняк, популярный материал у скульпторов и архитекторов.
Стоило ли обшивать тканью подиумы, делая их «мятыми»? На мой взгляд, нет.
Анималистика, изображения детей, портреты музыкантов выставлены пореже, чем памятники. На почетном месте стремянка Веры Мухиной, а также пила, рубанок, кувалда, кузнечные щипцы из мастерской Михаила Аникушина. Они демонстрируются на фоне подробных кинорепортажей из мастерских скульпторов.
Особый раздел выставки представляет удэгейская и кетская скульптуры, созданные в художественной студии ленинградского Института народов Севера, которой руководил Леонид Месс. В 1937 году работы студентов на арктические темы получили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Там они встретились с «Рабочим и колхозницей» Мухиной.
Выставку завершает барельеф Сергея Коненкова «Сбор винограда». Урожай скульптуры собран. Праздник искусств в «Манеже» продолжается.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7523) от 16.10.2023 под заголовком «Век в камне и бронзе».
Комментарии