Вечер в кругу друзей
24 февраля в Малом зале Филармонии состоится вечер к 25-летию творческой деятельности заслуженной артистки России Галины СИДОРЕНКО. Певица рассказала музыкальному критику Владимиру ДУДИНУ об идее своего юбилейного концерта, в котором примут участие более десяти музыкантов, и о том, как важно внимательно изучать уроки судьбы.
ФОТО Владимира ПОСТНОВА
- Вы собираете большой круг друзей на свой вечер. Хватит ли всем времени высказаться?
- Я решила сделать праздник, который объединил бы тех, кто долго мечтал встретиться друг с другом. Но главное - поднять настроение нашей петербургской публике, любящей Малый зал Филармонии. Программу составили так, чтобы она была интересна нам самим. Ведь если артистам не интересно, не понравится и публике. Вести концерт будет артист Михаил Морозов, скучно не будет никому. В необходимости живого общения я убеждаюсь всякий раз, выступая в Культурном центре Елены Образцовой, там от артиста до публики - расстояние вытянутой руки. Публика и приходит ради общения.
- До закрытия метро успеем?
- Меня в свое время учили, что лучше недокормить, чем перекормить. Я не принадлежу к тем актрисам, которых не убрать со сцены. Буду следить за регламентом. Все участники - мои друзья, с которыми вместе будем, как говорят по-английски, «делать музыку» с элементами задора, юмора, блеска. В концерте представлены все типы голосов - бас, тенор, баритон, сопрано. Я выступлю от лица меццо-сопрано. Пианисты - один лучше другого, все одного поколения, но такие все разные - Петр Лаул, Станислав Соловьев и Олег Вайнштейн. Случайных людей среди участников концерта нет.
- Знаю, что вы пригласили и балерину - солистку Мариинского театра Юлию Махалину.
- Будет сюрприз.
- Вы станете танцевать, а она споет?
- Примерно так. Или я за роялем посижу поиграю...
- Можно сказать, что этим концертом вы подведете некоторые творческие итоги?
- Да, подвожу, оборачиваясь на пройденный этап. Поэтому среди приглашенных участников люди, чья жизнь связана с петербургскими театрами, с Консерваторией. Я окончила Консерваторию, после которой работала и в ее театре, и на кафедре концертмейстерского мастерства. Мечтала быть всегда только оперной певицей. Но поскольку стала работать в театре Консерватории, где был очень скромный репертуар, параллельно пошла на кафедру камерной музыки, которая позже разделилась на концертмейстерскую и кафедру камерного ансамбля. Я долго работала у Софьи Борисовны Вакман. Если бы не эта кафедра, у меня не было бы широкого концертного репертуара. Я застала таких мастеров, как Софья Борисовна и Ирена Родионовна Радина - удивительные педагоги старой формации, когда очень важно было качество, форма подачи, когда тщательно прорабатывались все детали. Я была вокальным концертмейстером, как официально называется эта должность. Пианисты учились «на мне» аккомпанировать певцам.
- Сегодня вы преподаете молодым музыкантам науку прекрасного пения. Насколько вам интересен этот процесс?
- Я преподаю в Музыкальном училище им. Римского-Корсакова вокал для дирижеров хора. Это отделение я сама закончила, знаю его специфику, могу реально помогать начинающим певцам и артистам хора. Очень важно в этом возрасте направить молодого человека не только по вокальному пути, но и учить таким качествам, как ответственность, вера в свои возможности, смелость в отстаивании своих принципов, выбор приоритетов. Студенты пока еще напоминают воск, который поддается лепке. Успеха нередко добиваются пофигисты. А те, кто очень волнуется, хотят лучшим образом выступить, излишне напрягаются, как правило, многое теряют.
- Как выстраиваются ваши концертные маршруты? Много даете концертов?
- Есть более урожайные месяцы, год на год не всегда приходится. Наибольшее число концертов обычно выпадает на октябрь, декабрь, июнь. Мои программы разнообразные: от вокально-органных вечеров и кантатно-ораториальных жанров - как Большая месса Моцарта, «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» Баха, Маленькая торжественная месса Россини, Реквиемы Моцарта и Верди - до сольных концертов с роялем. В них диапазон колеблется от чистой классики до вкраплений джаза. Я немало гастролирую по России, но иногда выезжаю и в дальнее зарубежье - в Норвегию и Финляндию.
- Судьба устроила непростое испытание, когда вам перестали предлагать роли в Мариинском театре. А ведь вас очень трудно заменить в партиях Моцарта, и не только.
- В концерте 24 февраля будет много оперной музыки. Тоска по ней сначала была безумная, но постепенно сублимировалась, я продолжила двигаться вперед. Жизнь не была усыпана розами. Но если бы я осталась в оперном театре, то не получила бы путь к той известности, которая есть сегодня. Именно концертная деятельность дала мне большой импульс. Но известность ради известности - ничто. Мне интересно творить, создавать, просвещать, заражать своими идеями коллег, публику. В жизни я не могу врать. Непростой мой путь, вероятно, зависел во многом от воспитания. Я вспоминаю, как меня воспитывали мама, бабушка с дедушкой. Есть некоторые вещи, через которые я принципиально не могу переступать благодаря воспитанию. А современный театр - громадное пространство со своими законами. Многие мои коллеги, побывавшие в больших театрах, переходят в камерные. Тоска по человечности, душевному теплу присуща всем нам. И мы к этому так или иначе стремимся, как стремимся жить где-то за городом, вдали от шума, потому что хотим природы и естественности.
Комментарии