Вечер балетов на музыку Леонида Десятникова L.A.D открыл фестиваль искусств «Дягилев. P. S.»
Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.» открылся вечером балетов на музыку Леонида Десятникова L.A.D. Вот уже двенадцатый год фестиваль знакомит публику с разнообразием современной хореографии – от переосмысления богатейших традиций мирового балета до экспериментальных поисков, приоткрывающих будущее.
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля
Взаимодействие преемственности и новизны – определяющая особенность программы одноактных балетов L.A.D., посвященной Леониду Десятникову. Всемирно известный петербургский композитор, год назад отпраздновавший 65-летие, является автором сочинений в самых разных жанрах, включая балет. Его произведениям присущи утонченность, ирония, многослойность времени, в которой слышится эхо разных традиций и эпох. Не случайно именно Десятников стал обладателем главной награды фестиваля – приза «Удиви меня!». «Этот композитор – культурный код Петербурга. Думаю, Дягилев был бы рад, если бы в его репертуаре появилась балетная музыка Десятникова», – отметила художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица.
Инициаторами проекта выступили петербургское продюсерское агентство JokerLab и театр «Урал Опера Балет», музыкальным руководителем – знаток творчества Десятникова пианист Алексей Гориболь, исполнителями – солисты екатеринбургской труппы. Новые спектакли на небалетные произведения композитора представили российские хореографы Максим Петров, Максим Севагин, Андрей Кайдановский и Вячеслав Самодуров.
Для балета «Три тихие пьесы» Максим Петров выбрал «Вариации на обретение жилища», вальс «В честь Диккенса» и титры из музыки к кинофильму «Подмосковные вечера». Выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого), артист и хореограф Мариинского театра, лауреат «Золотой маски» (2021), Петров работает в неоклассической стилистике. Его постановкам свойственно деликатное, вдумчивое отношение к музыке – именно она первостепенна в художественном решении «Трех тихих пьес». В элегическом, приглушенно-ироничном звучании произведений Десятникова Петров услышал интонации ухода, ностальгии по утраченной гармонии и былому домашнему уюту.
На сцене – чеховский мир милых, но вытесненных из повседневного пространства вещей (художник-постановщик Мария Трегубова). Лошадка-качалка, торшер, огромный игрушечный мишка, опрокинутые стулья и другие предметы быта – все свалено в кучу, будто выбито из родового гнезда. Хореография при этом аскетична и лишена конкретной образности. Переменчивые линии абстрактного танцевального рисунка, словно круги на воде, истаивающие знаки ушедших чувств и эмоций. Но в осознании этого нет отчаяния, а есть тихое мудрое принятие.
Еще один участник вечера – петербуржец Максим Севагин, ныне служащий в Московском музыкальном театре имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко. Его «Безупречная ошибка», поставленная на музыку пьесы «Как старый шарманщик...», – своего рода балет-нуар. В темном пространстве сцены две пары в черном вели напряженный, порой переходящий в баталии диалог. В обрывках фраз, в контрастах света и тени (художник по свету Константин Бинкин), устремленного ввысь тела и его криволинейного излома угадывались нервозность современных взаимоотношений и горечь неразрешенных конфликтов.
«Праздник уходящих» Андрея Кайдановского – самая небалетная постановка вечера. На музыку квинтета «Эскизы к закату» хореограф создал современную по лексике и эксцентричную по приемам трагикомедию о смерти. Ее герои напоминают чудаковатых чаплиновских персонажей, а визуальная стилистика – немое кино: те же резкие контрасты света и тени, экспрессивные позы и утрированная мимика. Сценическое действие уподоблено балагану, в котором есть карикатурное танго, разухабистый сольный пляс, приторные объятия и клоунада. Главенствует же над всеми персонажами Провожатый (Игорь Булыцын), дирижирующий их пляской к смерти.
Завершил программу «Дар» на музыку одноименной кантаты на стихи Гавриила Державина. Тяжеловесному поэтическому слогу хореограф лидер «Урал Балета» Вячеслав Самодуров противопоставил стихийный, стремительный танец, в котором строгость академической лексики оттенялась текучей, пульсирующей пластикой рук и корпуса. «Дар» парадоксальным образом сплавляет разные традиции, побуждая вспомнить и наследие хорового театра (в спектакле задействованы Концертный хор Санкт-Петербурга и хор юношей Хорового училища им. М. И. Глинки), и музыкально-театральные опусы Игоря Стравинского с характерным для них одновременным нахождением на сцене танцовщиков, инструменталистов и певцов. Подобное многоголосие стилей, эпох, авторских почерков – главная интрига и сюжет L.A.D.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком « L.A.D. продолжает удивлять».
Комментарии