Василек из Праги

Пражский филармонический хор, руководимый Лукашем Василеком, впервые выступил в Большом зале Филармонии и Концертном зале Мариинского театра. Он привез музыку совсем не известную широкому слушателю - «Кантаты из Высочины» Богуслава Мартину и «Глаголическую мессу» Леоша Яначека.

Василек из Праги | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Гастроли хора - дело непростое как с экономической, так и с имиджевой точек зрения. В советские годы хоры намного чаще курсировали из города в город, из страны в страну. Но сегодня хоровое искусство - приоритетное направление в государственной политике, и это одна из лучших инициатив правительства в области культуры.

Впрочем, в России интерес к этому виду вокального искусства не пропадал никогда. Поэтому поющих хором чехов приняли на ура на обеих площадках. Их дебют в Петербурге прошел в рамках торжеств, посвященных 100-летию образования Чехословакии, которая сегодня существует уже как два государства - Чехия и Словакия. Коллектив был основан в 1935 году, прошел через разные этапы своей истории и сегодня предстал пред российскими слушателями на новом витке развития. Свои «обороты» хор увеличил с тех пор, как его возглавил молодой Лукаш Василек, дирижер и музыковед, востребованный как лидер этого коллектива не только внутри страны, но и в мировом контексте.

Состав «Глаголической мессы» Яначека в БЗФ был решен как международный: симфоническим партнером пражского хора выступил заслуженный коллектив, а вокальный квартет был собран из солистов Мариинского и Михайловского театров. За пультом стоял Николай Алексеев. Международный состав идеально соответствовал синтезу церковнославянского текста (или глаголице, благодаря чему и возникло название) и композиции частей, пять из которых отражают структуру католической мессы.

Так же как подавляющее большинство композиторских кантатно-ораториальных сочинений, написанных на канонические тексты, «Глаголическая месса», впервые исполненная в Брно в 1927 году, также не предназначена для служебно-прикладной цели - исполнения в церкви. Но так же как и во всех подобных случаях ее послание трудно переоценить. Композитор, тонко реагировавший на приближение катаклизмов ХХ века, написал эту мессу как пламенную соборную молитву о мире и спасении. Сам Яначек не принадлежал ни к какой конфессии, являясь агностиком и апологетом панславизма. В своей мессе для сложного, глубокого и невыразимого найден экспрессивный лаконичный язык, а прихотливый композиторский стиль ХХ века нашел благодатную почву в народной песенности.

На партию сопрано пригласили одну из самых ярких оперных певиц Младу Худолей, обладательницу крупного и очень пластичного голоса с обжигающе страстным и чувственным тембром, ставшую душой исполнения. Гулкий басовый фундамент обеспечивал Владимир Феляуэр, а меццо-сопрано Юлии Маточкиной и нежный лирический тенор Бориса Степанова являли теплую земную середину. Оркестр предпочитал высокую температуру - динамику ближе к форте, плотные тембровые краски, напористость, всячески подчеркивая эмоциональные состояния.

Но более драгоценным подарком хора для петербуржцев стали кантаты Богуслава Мартину, впервые исполненные в Концертном зале Мариинского театра. Имя Мартину, давно признанного классиком ХХ века, еще предстоит открыть в России. А целительность и благотворность этой музыки не оставила ни малейших сомнений. Мелодика, ритмика и гармоника языка композитора Мартину пленили простотой и светом, воздухом природных стихий, обаянием народного мелоса. Написанные далеко не в барочной традиции, «Кантаты из Высочины» невольно вызывали ассоциации с «Временами года» Вивальди: в каждой из них заходила речь то о дожде, то о снеге, то о солнце, то об урожае.

Впервые все четыре были исполнены уже после смерти композитора в 1960 году. Они сначала напомнили знаменитые кантаты Карла Орфа, но вскоре - музыку Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова, а еще - деревянные фигуры святых в Пермском художественном музее. Достаточно прочитать названия кантат - «Легенда из дыма картофельной ботвы», «Очищение родников», «Романс из одуванчиков» и «Микеш с гор», чтобы оценить их образный строй. Мартину писал их в состоянии сильнейшей ностальгии по малой родине. Наивное чистое народное восприятие жизни прозрачно «рисовалось» хором на их родном языке вместе с солистами - сопрано Павлой Выкопаловой, меццо-сопрано Яной Гроховой, тенором Мартином Славиком, баритоном Йиржи Брюклером. Лукаш Василек в интеллектуальной, углубленной манере деликатно дирижировал своими подопечными, передавая залу любовь к своей родной культуре и земле.

#Лукаш Василек #хор #гастроли

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?