Василек из Праги

Пражский филармонический хор, руководимый Лукашем Василеком, впервые выступил в Большом зале Филармонии и Концертном зале Мариинского театра. Он привез музыку совсем не известную широкому слушателю - «Кантаты из Высочины» Богуслава Мартину и «Глаголическую мессу» Леоша Яначека.

Василек из Праги | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Гастроли хора - дело непростое как с экономической, так и с имиджевой точек зрения. В советские годы хоры намного чаще курсировали из города в город, из страны в страну. Но сегодня хоровое искусство - приоритетное направление в государственной политике, и это одна из лучших инициатив правительства в области культуры.

Впрочем, в России интерес к этому виду вокального искусства не пропадал никогда. Поэтому поющих хором чехов приняли на ура на обеих площадках. Их дебют в Петербурге прошел в рамках торжеств, посвященных 100-летию образования Чехословакии, которая сегодня существует уже как два государства - Чехия и Словакия. Коллектив был основан в 1935 году, прошел через разные этапы своей истории и сегодня предстал пред российскими слушателями на новом витке развития. Свои «обороты» хор увеличил с тех пор, как его возглавил молодой Лукаш Василек, дирижер и музыковед, востребованный как лидер этого коллектива не только внутри страны, но и в мировом контексте.

Состав «Глаголической мессы» Яначека в БЗФ был решен как международный: симфоническим партнером пражского хора выступил заслуженный коллектив, а вокальный квартет был собран из солистов Мариинского и Михайловского театров. За пультом стоял Николай Алексеев. Международный состав идеально соответствовал синтезу церковнославянского текста (или глаголице, благодаря чему и возникло название) и композиции частей, пять из которых отражают структуру католической мессы.

Так же как подавляющее большинство композиторских кантатно-ораториальных сочинений, написанных на канонические тексты, «Глаголическая месса», впервые исполненная в Брно в 1927 году, также не предназначена для служебно-прикладной цели - исполнения в церкви. Но так же как и во всех подобных случаях ее послание трудно переоценить. Композитор, тонко реагировавший на приближение катаклизмов ХХ века, написал эту мессу как пламенную соборную молитву о мире и спасении. Сам Яначек не принадлежал ни к какой конфессии, являясь агностиком и апологетом панславизма. В своей мессе для сложного, глубокого и невыразимого найден экспрессивный лаконичный язык, а прихотливый композиторский стиль ХХ века нашел благодатную почву в народной песенности.

На партию сопрано пригласили одну из самых ярких оперных певиц Младу Худолей, обладательницу крупного и очень пластичного голоса с обжигающе страстным и чувственным тембром, ставшую душой исполнения. Гулкий басовый фундамент обеспечивал Владимир Феляуэр, а меццо-сопрано Юлии Маточкиной и нежный лирический тенор Бориса Степанова являли теплую земную середину. Оркестр предпочитал высокую температуру - динамику ближе к форте, плотные тембровые краски, напористость, всячески подчеркивая эмоциональные состояния.

Но более драгоценным подарком хора для петербуржцев стали кантаты Богуслава Мартину, впервые исполненные в Концертном зале Мариинского театра. Имя Мартину, давно признанного классиком ХХ века, еще предстоит открыть в России. А целительность и благотворность этой музыки не оставила ни малейших сомнений. Мелодика, ритмика и гармоника языка композитора Мартину пленили простотой и светом, воздухом природных стихий, обаянием народного мелоса. Написанные далеко не в барочной традиции, «Кантаты из Высочины» невольно вызывали ассоциации с «Временами года» Вивальди: в каждой из них заходила речь то о дожде, то о снеге, то о солнце, то об урожае.

Впервые все четыре были исполнены уже после смерти композитора в 1960 году. Они сначала напомнили знаменитые кантаты Карла Орфа, но вскоре - музыку Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова, а еще - деревянные фигуры святых в Пермском художественном музее. Достаточно прочитать названия кантат - «Легенда из дыма картофельной ботвы», «Очищение родников», «Романс из одуванчиков» и «Микеш с гор», чтобы оценить их образный строй. Мартину писал их в состоянии сильнейшей ностальгии по малой родине. Наивное чистое народное восприятие жизни прозрачно «рисовалось» хором на их родном языке вместе с солистами - сопрано Павлой Выкопаловой, меццо-сопрано Яной Гроховой, тенором Мартином Славиком, баритоном Йиржи Брюклером. Лукаш Василек в интеллектуальной, углубленной манере деликатно дирижировал своими подопечными, передавая залу любовь к своей родной культуре и земле.

#Лукаш Василек #хор #гастроли

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...