Василек из Праги

Пражский филармонический хор, руководимый Лукашем Василеком, впервые выступил в Большом зале Филармонии и Концертном зале Мариинского театра. Он привез музыку совсем не известную широкому слушателю - «Кантаты из Высочины» Богуслава Мартину и «Глаголическую мессу» Леоша Яначека.

Василек из Праги | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Гастроли хора - дело непростое как с экономической, так и с имиджевой точек зрения. В советские годы хоры намного чаще курсировали из города в город, из страны в страну. Но сегодня хоровое искусство - приоритетное направление в государственной политике, и это одна из лучших инициатив правительства в области культуры.

Впрочем, в России интерес к этому виду вокального искусства не пропадал никогда. Поэтому поющих хором чехов приняли на ура на обеих площадках. Их дебют в Петербурге прошел в рамках торжеств, посвященных 100-летию образования Чехословакии, которая сегодня существует уже как два государства - Чехия и Словакия. Коллектив был основан в 1935 году, прошел через разные этапы своей истории и сегодня предстал пред российскими слушателями на новом витке развития. Свои «обороты» хор увеличил с тех пор, как его возглавил молодой Лукаш Василек, дирижер и музыковед, востребованный как лидер этого коллектива не только внутри страны, но и в мировом контексте.

Состав «Глаголической мессы» Яначека в БЗФ был решен как международный: симфоническим партнером пражского хора выступил заслуженный коллектив, а вокальный квартет был собран из солистов Мариинского и Михайловского театров. За пультом стоял Николай Алексеев. Международный состав идеально соответствовал синтезу церковнославянского текста (или глаголице, благодаря чему и возникло название) и композиции частей, пять из которых отражают структуру католической мессы.

Так же как подавляющее большинство композиторских кантатно-ораториальных сочинений, написанных на канонические тексты, «Глаголическая месса», впервые исполненная в Брно в 1927 году, также не предназначена для служебно-прикладной цели - исполнения в церкви. Но так же как и во всех подобных случаях ее послание трудно переоценить. Композитор, тонко реагировавший на приближение катаклизмов ХХ века, написал эту мессу как пламенную соборную молитву о мире и спасении. Сам Яначек не принадлежал ни к какой конфессии, являясь агностиком и апологетом панславизма. В своей мессе для сложного, глубокого и невыразимого найден экспрессивный лаконичный язык, а прихотливый композиторский стиль ХХ века нашел благодатную почву в народной песенности.

На партию сопрано пригласили одну из самых ярких оперных певиц Младу Худолей, обладательницу крупного и очень пластичного голоса с обжигающе страстным и чувственным тембром, ставшую душой исполнения. Гулкий басовый фундамент обеспечивал Владимир Феляуэр, а меццо-сопрано Юлии Маточкиной и нежный лирический тенор Бориса Степанова являли теплую земную середину. Оркестр предпочитал высокую температуру - динамику ближе к форте, плотные тембровые краски, напористость, всячески подчеркивая эмоциональные состояния.

Но более драгоценным подарком хора для петербуржцев стали кантаты Богуслава Мартину, впервые исполненные в Концертном зале Мариинского театра. Имя Мартину, давно признанного классиком ХХ века, еще предстоит открыть в России. А целительность и благотворность этой музыки не оставила ни малейших сомнений. Мелодика, ритмика и гармоника языка композитора Мартину пленили простотой и светом, воздухом природных стихий, обаянием народного мелоса. Написанные далеко не в барочной традиции, «Кантаты из Высочины» невольно вызывали ассоциации с «Временами года» Вивальди: в каждой из них заходила речь то о дожде, то о снеге, то о солнце, то об урожае.

Впервые все четыре были исполнены уже после смерти композитора в 1960 году. Они сначала напомнили знаменитые кантаты Карла Орфа, но вскоре - музыку Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова, а еще - деревянные фигуры святых в Пермском художественном музее. Достаточно прочитать названия кантат - «Легенда из дыма картофельной ботвы», «Очищение родников», «Романс из одуванчиков» и «Микеш с гор», чтобы оценить их образный строй. Мартину писал их в состоянии сильнейшей ностальгии по малой родине. Наивное чистое народное восприятие жизни прозрачно «рисовалось» хором на их родном языке вместе с солистами - сопрано Павлой Выкопаловой, меццо-сопрано Яной Гроховой, тенором Мартином Славиком, баритоном Йиржи Брюклером. Лукаш Василек в интеллектуальной, углубленной манере деликатно дирижировал своими подопечными, передавая залу любовь к своей родной культуре и земле.

#Лукаш Василек #хор #гастроли

Комментарии