Василек из Праги

Пражский филармонический хор, руководимый Лукашем Василеком, впервые выступил в Большом зале Филармонии и Концертном зале Мариинского театра. Он привез музыку совсем не известную широкому слушателю - «Кантаты из Высочины» Богуслава Мартину и «Глаголическую мессу» Леоша Яначека.

Василек из Праги | Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Иллюстрация Molodec/shutterstock.com

Гастроли хора - дело непростое как с экономической, так и с имиджевой точек зрения. В советские годы хоры намного чаще курсировали из города в город, из страны в страну. Но сегодня хоровое искусство - приоритетное направление в государственной политике, и это одна из лучших инициатив правительства в области культуры.

Впрочем, в России интерес к этому виду вокального искусства не пропадал никогда. Поэтому поющих хором чехов приняли на ура на обеих площадках. Их дебют в Петербурге прошел в рамках торжеств, посвященных 100-летию образования Чехословакии, которая сегодня существует уже как два государства - Чехия и Словакия. Коллектив был основан в 1935 году, прошел через разные этапы своей истории и сегодня предстал пред российскими слушателями на новом витке развития. Свои «обороты» хор увеличил с тех пор, как его возглавил молодой Лукаш Василек, дирижер и музыковед, востребованный как лидер этого коллектива не только внутри страны, но и в мировом контексте.

Состав «Глаголической мессы» Яначека в БЗФ был решен как международный: симфоническим партнером пражского хора выступил заслуженный коллектив, а вокальный квартет был собран из солистов Мариинского и Михайловского театров. За пультом стоял Николай Алексеев. Международный состав идеально соответствовал синтезу церковнославянского текста (или глаголице, благодаря чему и возникло название) и композиции частей, пять из которых отражают структуру католической мессы.

Так же как подавляющее большинство композиторских кантатно-ораториальных сочинений, написанных на канонические тексты, «Глаголическая месса», впервые исполненная в Брно в 1927 году, также не предназначена для служебно-прикладной цели - исполнения в церкви. Но так же как и во всех подобных случаях ее послание трудно переоценить. Композитор, тонко реагировавший на приближение катаклизмов ХХ века, написал эту мессу как пламенную соборную молитву о мире и спасении. Сам Яначек не принадлежал ни к какой конфессии, являясь агностиком и апологетом панславизма. В своей мессе для сложного, глубокого и невыразимого найден экспрессивный лаконичный язык, а прихотливый композиторский стиль ХХ века нашел благодатную почву в народной песенности.

На партию сопрано пригласили одну из самых ярких оперных певиц Младу Худолей, обладательницу крупного и очень пластичного голоса с обжигающе страстным и чувственным тембром, ставшую душой исполнения. Гулкий басовый фундамент обеспечивал Владимир Феляуэр, а меццо-сопрано Юлии Маточкиной и нежный лирический тенор Бориса Степанова являли теплую земную середину. Оркестр предпочитал высокую температуру - динамику ближе к форте, плотные тембровые краски, напористость, всячески подчеркивая эмоциональные состояния.

Но более драгоценным подарком хора для петербуржцев стали кантаты Богуслава Мартину, впервые исполненные в Концертном зале Мариинского театра. Имя Мартину, давно признанного классиком ХХ века, еще предстоит открыть в России. А целительность и благотворность этой музыки не оставила ни малейших сомнений. Мелодика, ритмика и гармоника языка композитора Мартину пленили простотой и светом, воздухом природных стихий, обаянием народного мелоса. Написанные далеко не в барочной традиции, «Кантаты из Высочины» невольно вызывали ассоциации с «Временами года» Вивальди: в каждой из них заходила речь то о дожде, то о снеге, то о солнце, то об урожае.

Впервые все четыре были исполнены уже после смерти композитора в 1960 году. Они сначала напомнили знаменитые кантаты Карла Орфа, но вскоре - музыку Валерия Гаврилина и Георгия Свиридова, а еще - деревянные фигуры святых в Пермском художественном музее. Достаточно прочитать названия кантат - «Легенда из дыма картофельной ботвы», «Очищение родников», «Романс из одуванчиков» и «Микеш с гор», чтобы оценить их образный строй. Мартину писал их в состоянии сильнейшей ностальгии по малой родине. Наивное чистое народное восприятие жизни прозрачно «рисовалось» хором на их родном языке вместе с солистами - сопрано Павлой Выкопаловой, меццо-сопрано Яной Гроховой, тенором Мартином Славиком, баритоном Йиржи Брюклером. Лукаш Василек в интеллектуальной, углубленной манере деликатно дирижировал своими подопечными, передавая залу любовь к своей родной культуре и земле.

#Лукаш Василек #хор #гастроли

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.