Ваш выход, граф!

На сцене Театра музкомедии три сезона назад появился мюзикл Фрэнка Уайлдхорна «Джекилл и Хайд» в постановке художественного руководителя Будапештского театра оперетты и мюзикла Миклоша Габора Кереньи (KERO). В середине ноября афишу театра украсит еще один совместный проект американского композитора и венгерского режиссера (и вновь о темной стороне личности) - мюзикл «Граф Монте-Кристо» по роману Александра Дюма. О предстоящей премьере Миклош Габор КЕРЕНЬИ рассказал журналистке Елене БОБРОВОЙ.

 Ваш выход, граф! | ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

ФОТО предоставлено пресс-службой Театра музкомедии

- Габор, наверняка вы читали «Монте-Кристо» в детстве или юности. И сейчас снова взяли этот роман в руки. По-другому читается?

- Конечно. В детстве меня интересовала романтическая сторона этой истории. А сейчас - философия. Человеческие взаимоотношения. Человеческое свойство не забывать обиды. Вопрос: «На чьей мы стороне? Мстителя или его жертв?». Каждый наш поступок порождает цепь других, и «Граф Монте-Кристо» как раз рассказывает о том, к какой катастрофе может привести мщение. Что происходит, когда человек поддается искушению быть судьей? Это очень важная тема в романе. А в спектакле - в еще большей степени. В какой-то момент Монте-Кристо понимает, что человек не вправе судить. И поэтому один из очень важных героев мюзикла - аббат Фариа, который живет прежде всего духовной жизнью. В «Графе Монте-Кристо» невероятно много сильных эмоций: ненависть, любовь, прощение, милосердие. И много тонких психологических моментов - Эдмон Дантес становится мстительным графом Монте-Кристо, но он не перестает быть Эдмоном Дантесом...

- В «Джекилле и Хайде» мы погружались в эстетику викторианской эпохи. И это принципиально - сама эпоха породила историю Стивенсона. У Дюма немалую роль играет «тень Бонапарта». Для вас это важно?

- Конечно, мы говорим о Наполеоне, но он не появляется, как не появляются и солдаты наполеоновской армии. Нам хотелось сделать вневременную историю, чтобы зрители считывали в ней что-то близкое себе, чтобы началось бурление мыслей в головах. На это работает все, включая сценографию. «Граф Монте-Кристо» с его изысканными, полными морской романтики сценическими конструкциями в этом смысле не исключение.

- Фрэнк Уайлдхорн изменил финал романа, придумав настоящий хеппи-энд. Вы согласны с таким концом этой драматической истории?

- Роман пережил множество разных интерпретаций. Самый известный вариант трансформации «Графа Монте-Кристо» - американский фильм 2002 года (эта версия режиссера Кевина Рейнольдса при бюджете 35 млн долларов собрала в мировом прокате свыше 75 млн. - Прим. ред.). Мысль, заложенная в нем, в каком-то смысле нашла отражение и в нашем спектакле. Довольно тяжелый вопрос: можно или нельзя переписывать авторов? Спектакль по определению новое произведение искусства, а не иллюстрация литературного первоисточника.

- В мае, когда Фрэнк Уайлдхорн приезжал в Петербург, я беседовала с ним, он рассказал, что мечтает, чтобы поставили его ранний мюзикл про Николая II. Вы часто бываете в России, стали почти своим, никогда не думали о мюзикле на «русскую тему»?

- Меня всегда интересовала история России. Моя любимая опера - «Борис Годунов», любимый композитор - Модест Мусоргский (хотя то, что писал Шостакович, тоже очень хорошо). В детстве я прочел очень большое количество советских книг, среди которых было много исторических. А как выпускник Консерватории хорошо узнал Чайковского, Глинку, Рахманинова... Я их и пел, и играл. И, на мой взгляд, огромное количество персонажей российской истории могли бы стать героями мюзикла. Кстати, историю Анастасии сейчас можно увидеть на Бродвее, очень успешный мюзикл. Екатерина II, Иван Грозный, Петр Первый - про них было бы интересно сделать мюзикл...

- Вы дружите с Фрэнком Уайлдхорном, сейчас ставите уже третий его мюзикл (до этого были «Рудольф» в венгерском Театре мюзикла и «Джекилл и Хайд» в петербургском Театре музкомедии). Может, сказать: «Не мог бы, друг, написать мюзикл? Меня тут заинтересовала одна тема...».

- Честно говоря, мы уже давно планируем что-то сделать в сотрудничестве. У нас действительно могло бы получиться - Фрэнку нравятся мои работы, я его и вовсе обожаю. Он очень чувствительный человек, и у него в венах течет не кровь, а музыка...

- Если переходить от метафор к реальности, то в венах Уайлдхорна течет кровь евреев из Одессы и румын. Так что, по его словам, он «самый настоящий восточный европеец».

- К тому же он американец, что тоже очень важно. В его образе жизни и мыслях выражается свобода... Знаете, моя очень хорошая подруга, певица, которая пела в Венгерской опере, приехала в Будапешт из Советского Союза, из какого-то немецкого поселения на Волге. И при этом она была еврейкой по матери. Еврейка из Советского Союза, говорящая на немецком языке, - это о многом говорит. Это была интересная, волнующая личность, и все потому - я уверен, - что в ее крови было намешано много чего. И то, что у Фрэнка такой же симбиоз, - здорово.

- То, что вы сейчас говорите, очень актуально для современной Европы. Получается, нельзя закрывать границы? Нельзя гомогенизировать общество?

- Об этом и речи не должно быть. Но проблема в другом. Да, те, кому повезло родиться в «тепличных» европейских условиях, должны помогать людям, которым довелось родиться в бедных регионах. Но эта помощь не может быть такой, чтобы первые страдали из-за помощи вторым. Должно становиться не хуже тем, кто родился в Европе, а лучше тем, которые в нее приезжают. Это разные вещи...

#Миклош Габор Кереньи #грам Монте-Кристо #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.